Можно временно сдать в музей...
Как считает Алексей Зубец, такие коллекции требуют особых условий хранения и, соответственно, исключительных мер безопасности.
– Произведения искусства обладают разной ценностью, есть среди них вещи музейного уровня, картины Врубеля например. И если речь идёт о подобных шедеврах, их не стоит держать в обычной городской квартире, а лучше отдать на хранение в ту же Третьяковку. Если экспертиза подтвердит подлинность, музей с радостью их экспонирует, при этом стоимость картины, которая выставлялась в Третьяковке, вырастает в кратном размере, – рассказал эксперт.
Более скромные предметы искусства, по словам Алексея Зубца, можно разместить в музеях уровнем пониже Третьяковского. В любом случае музей отвечает за сохранность экспонатов.
... или застраховать
Если вы всё же предпочитаете хранить свою коллекцию дома – позаботьтесь о её безопасности. Специалисты советуют установить сигнализацию, решётки на окна, бронированную дверь и даже датчики движения, которые среагируют, если в отсутствие хозяина в доме появятся посторонние.
– Несколько лет назад был случай: в Москве ограбили крупного коллекционера, – вспоминает Алексей Зубец. – Преступники сняли соседнюю квартиру, дождались, пока хозяин уедет из города, и пробили в стене дыру перфораторами. Не сами, конечно, – наняли для этого каких-то приезжих. Их, кстати, и задержали, а вот сами воры вместе с ценнейшей коллекцией редких картин, как говорится, растворились в тумане.
По словам эксперта, на случай повреждения или кражи раритетов их можно застраховать.
– Страхование произведений искусства выполняется в несколько этапов. Сначала эксперт оценивает стоимость вещи, затем проверяются условия, в которых она хранится: система безопасности, освещение, влажность, кто ещё проживает в доме – всё это влияет на сумму ежегодных взносов, которая может колебаться от 0,1 до 1% от полной стоимости страховки, – говорит эксперт.
Почем нынче Рембрандт?
Однако на полную стоимость ценные произведения страхуют редко. Например, если бы похищенная коллекция была застрахована – её владельцам пришлось бы выплачивать от 400 тысяч до 4 млн рублей в год.
– Есть настолько уникальные произведения, что страховые компании попросту не рискуют с ними связываться, – продолжает Зубец. – Как-то Пушкинский музей повёз картины на заграничную выставку, по дороге на одном из ящиков слетело крепление... и проткнуло уникальную картину Рембрандта стоимостью 6 млн долларов. К счастью, важные детали картины не пострадали, дырку удалось “залатать” за 60 тысяч долларов.
По словам эксперта, альтернативой домашнему хранению может стать аренда банковской ячейки. Правда, она тоже обойдётся недёшево, но ведь прекрасное всегда требует жертв.