Чем опасна неэкологичная косметика для человека и природы
– Неэкологичная косметика, как правило, содержит небезопасные для окружающей среды парафин, вазелин, минеральное масло. Будучи в составе вашего крема, они вряд ли повредят вашей коже, так как они не взаимодействуют с ней и их главная функция в косметике – создать плёнку на вашей коже, чтобы защитить её от воздействия внешних факторов, – рассказала Metro директор Союза производителей органической, натуральной и экокосметики Татьяна Лебедева. – Однако когда вы моете руки или умываетесь, остатки произведённого из нефти парафина смываются в раковину и уходят в водосток. Такая же ситуация с силиконами, функция которых – заполнить трещинки и морщинки, сделать кожу и волосы более ровными и гладкими на вид. Но, опять же, каждый раз в душе силиконы смываются и оказываются в водостоках. Далеко не везде и далеко не все парафины и силиконы могут быть полностью удалены из воды. А значит, через какое-то время они возвращаются в водоёмы, почву, а потом – обратно к нам в виде питьевой воды.
Но это не самая большая проблема. Основную опасность для человека и природы представляет микропластик.
– В составах косметических продуктов он обозначается как нейлон, полиакрилат, полиэтилен. Опять же, не взаимодействуя с кожей, невидимые глазу мельчайшие частицы пластика из гелей для душа и скрабов также оказываются в водостоке. В итоге микропластик обнаруживается везде – в водопроводной воде, рыбе, морепродуктах, человеческих фекалиях и даже… в пуповинной крови. Источников микропластика много, это не только косметика. Однако микропластик в косметике – это то, от чего мы точно можем отказаться, выбирая натуральные и органические продукты.
Какие экоинициативы внедряются в России
В конце 2022 года производители натуральной, органической и экокосметики в России объединились, чтобы создать Союз ONE. Организация уже создала систему сертификации OneProof для натуральной и органической косметики, и уже к концу 2023 года на полках магазинов появятся продукты, натуральное происхождение которых проверено третьей независимой стороной, а значит, потребителю не нужно искать в составах микропластик, нефтепроизводные, силиконы или опасные для кораллов солнцезащитные фильтры.
Эта экоинициатива – большой прорыв для молодого сегмента натуральной косметики в России. Ведь если посмотреть на полку в магазине, то почти каждый косметический тюбик "кричит", что он натуральный. На деле сегмент натуральной косметики составляет всего 2–3% от отечественного бьюти-рынка.
Для соответствия экоповестке и получения мировых экосертификатов российским брендам приходится не только избавляться от вредных ингредиентов в составе средств, но и работать над экологичностью производства.
Например, компания "Краснополянская косметика" запустила раздельный сбор мусора, организовала сдачу в пункты приёма вторсырья, внедрила систему компостирования всех растительных отходов, которыми впоследствии удобряется почва фермы. Кроме того, на своей территории бренд установил солнечную электростанцию, что на 80% позволяет использовать возобновляемую энергию.
Экологичный бренд Smorodina Cosmetics также сдаёт на переработку жидкие отходы, тару и упаковку, а что не подлежит переработке – используется в качестве наполнителя для оптовых заказов.
Отечественная марка Levrana тоже может похвастаться осознанным подходом к производству: вода с производства компании не сливается в канализацию – её собирают в ёмкости и увозят на очистку. Бренд перерабатывает картон, пластик, полиэтилен и экономит теплоносители: вещества, применяемые для передачи энергии, не сливаются в канализацию, а используются многократно.
На что обратить внимание при выборе экологичной косметики:
– 95% входящих в состав косметики ингредиентов должны отвечать термину "органические". Это значит, что они добыты с использованием натуральных методов из растений, которые выращены в экологически чистых местах;
– В экологичной косметике нет места синтетическим консервантам, ароматизаторам и красителям. Да, консерванты бывают и натуральные! Например, сорбиновая кислота, которая содержится в рябине.
– Ищите не просто пометку ECO, а экомаркировку признанной организации. К ним относятся "Листок жизни", Cosmos, NaTrue и в скором времени OneProof;
– Выбирая продукт в упаковке (бумага, пластик, стекло), проследите, что она подлежит дальнейшей переработке;
– Дороговизна вовсе не говорит о том, что продукт более натуральный и полезный. Если по-настоящему экологичное средство стоит дорого, значит в нём используются редкие растительные компоненты.