Екатерина II виртуозно играла в шахматы и сделала их на токарном станке

В Музеях Московского Кремля рассказывают, во что играли члены царствующей династии Романовых от Алексея Михайловича до Николая II
Екатерина II виртуозно играла в шахматы и сделала их на токарном станке
Музеи Московского Кремля
Шахматы из тридцати двух фигур, сделанные на токарном станке Екатериной II. Россия, до 1766 г. Кость, кожа, металл, бархат, галун; тиснение, обточка.

"О человеке можно узнать больше за час игры, чем за год общения" – эту цитату Платона приводят в Музеях Московского Кремля, рассказывая о том, почему решили сделать в Парадном вестибюле Оружейной палаты выставку о настольных играх. И напоминают, что игры – в первую очередь интеллектуальное занятие, важное в политическом, дипломатическом и образовательном смыслах. А потом уже азартное развлечение. 

Шахматные фигуры XIII–XVI веков не случайно неоднократно находили во время археологических работ на территории Московского Кремля – все члены русских монархических династий виртуозно владели тактикой и стратегией этой игры. Не только шахматы, но и шашки, нарды, трик-трак, бирюльки и карты способны многое рассказать о характерах российских самодержцев.

Цифра
80
игровых наборов и отдельных предметов собрано на выставке "Во что играли наши предки".

Шахматы были обязательной частью воспитательного процесса, к ним приобщали с раннего детства. Борис Годунов, Иван Грозный, Алексей Михайлович были блестящими шахматистами и разыгрывали партии каждый день. Так, царь Алексей Михайлович уже в шестилетнем возрасте играл в шахматы, а Пётр I, будучи десяти лет от роду, приказал обеспечить себя личной доской и фигурами – с тех пор шахматы стали его любимым занятием в часы досуга. 

Об этой особенности русских правящих кругов хорошо знали иностранцы, так что шахматные наборы были нередкими дипломатическими подарками – на выставке есть как раз такие фигуры, которые были преподнесены царю Алексею Михайловичу послом Бранденбурга. 

Но русские цари, конечно, не ждали, когда им шахматы подарят: в мастерской Оружейной палаты были свои мастера-токари, которые занимались исключительно изготовлением и починкой шахмат и шашек. 

Шахматный комплект, поднесённый царю Алексею Михайловичу послом Бранденбурга Иоахимом Скультетом. Франкфурт-на-Майне, конец XVII – начало XVIII века. Серебро, литьё, резьба, золочение. Из коллекции Музеев Московского Кремля.
Музеи Московского Кремля
Шахматный комплект, поднесённый царю Алексею Михайловичу послом Бранденбурга Иоахимом Скультетом. Франкфурт-на-Майне, конец XVII – начало XVIII века. Серебро, литьё, резьба, золочение. Из коллекции Музеев Московского Кремля.

Отечественные самодержцы не только играли в шахматы – они их сами даже изготавливали. Невозможно пройти мимо обитой зелёным бархатом коробочки с нежно-розовыми и кремовыми костяными фигурами. "Работа Императрицы Екатерины II", – гласит гравировка на её внутренней стороне. 

– Это была типичная форма досуга для русских царствующих особ, – рассказывает Metro куратор выставки Людмила Шанская. – Пётр I привёз из Европы токарный станок, и в Зимнем дворце впоследствии была оборудована специальная мастерская, в которой члены императорской фамилии что-то вытачивали. Сам Пётр сделал на станке очень много – даже огромную люстру. Пожалование выточенного руками императора или императрицы предмета было отдельной традицией и имело особый смысл. Вот и эти сделанные императрицей шахматы она подарила Ивану Бецкому, своему личному секретарю и президенту Императорской Академии художеств. 

Екатерина II занималась токарным делом в череде других приличествующих монархам форм досуга, но особенно была известна своей любовью к ручному труду Мария Фёдоровна, жена Павла I: у неё был настоящий талант в том числе и к токарному делу.

Шахматы из тридцати двух фигур, сделанные на токарном станке Екатериной II и подаренные Ивану Бецкому. Россия, до 1766 г. Кость, кожа, металл, бархат, галун; тиснение, обточка.
Музеи Московского Кремля
Шахматы из тридцати двух фигур, сделанные на токарном станке Екатериной II и подаренные Ивану Бецкому. Россия, до 1766 г. Кость, кожа, металл, бархат, галун; тиснение, обточка.

В XVII веке в России в шахматы играли все – и знать, и простой народ. "Каждый здесь может поставить вам шах и мат", – писали иностранные путешественники о своих поездках в Русское царство. "Эти русские превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними – школьники", – докладывал немецкий путешественник Адам Олеарий.

В XVIII–XIX веках ситуация изменилась: народ уже больше интересовался картами. В 1761 году их законодательно легализовала императрица Елизавета Петровна. Карточные игры разделялись на дозволенные коммерческие и недозволенные азартные – к первым относили, например, ломбер и пике, где результат зависел не только от воли случая, но и от сообразительности игрока. Более того, карты приносили государству доход: при Александре I ввели пошлину на импортные игральные карты, которая направлялась на нужды Воспитательного дома, крупнейшего на тот момент учреждения для сирот и беспризорников. 

При дворе играли на золотые империалы и полуимпериалы достоинством 10 и 5 рублей (они есть на выставке), а также на драгоценные камни. Так, Екатерина II, которая была опытным политиком и умела всем нравиться, в том числе и потому, что играла во все настольные игры, в одном из писем Дидро рассказывала, что для ставок в играх у неё даже есть вазочка с маленькими бриллиантиками. 

Игральные карты из колоды "Русский стиль", выпущенные к 300-летию дома Романовых. Санкт-Петербург, карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме, 1912. ГИМ.
Рамиль Ситдиков / @РИА Новости
Игральные карты из колоды "Русский стиль", выпущенные к 300-летию дома Романовых. Санкт-Петербург, карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме, 1912. ГИМ.

Несмотря на формальный строгий контроль за азартными играми, карточные партии стали неотъемлемой частью дворянской жизни.

– В XIX веке все порядочные благородные люди обязаны были играть в карты, – рассказывает Людмила Шанская. – А что ещё было делать в великосветских салонах долгими зимними вечерами? 

До наших дней дошли размноженные в миллионных советских тиражах рисунки карточных фигур в исторических костюмах: эту колоду, которая получила название "Русский стиль", выпустили накануне грандиозного исторического бала 1913 года к 300-летию династии Романовых. По фотографиям с бала видно, что трефовый валет списан с костюма великого князя Алексея Александровича, червовый "наряжен" в кафтан, похожий на одежду великого князя Михаила Александровича, наряд дамы треф – это облачение великой княгини Елизаветы Фёдоровны, а дамой пик стала княгиня Зинаида Юсупова.

Веер с изображением княгини Натальи Голицыной. Россия. 1780-е–1790-е гг. Шёлк, дерево, краска акварельная, кость слоновая; живопись, резьба.
Музеи Московского Кремля
Веер с изображением княгини Натальи Голицыной. Россия. 1780-е–1790-е гг. Шёлк, дерево, краска акварельная, кость слоновая; живопись, резьба.

Но самой известной пиковой дамой стала княгиня Наталья Голицына, о которой на выставке напоминает расписной веер. Княгиня изображена на нём за игрой в трик-трак кистью её собственной дочери Софьи. Именно Наталья Голицына стала прототипом пушкинской Пиковой дамы.