Без прямых угроз
Двоюродный брат наследного принца Саудовской Аравии Сауд аль-Шаалан выступил с резкой угрозой в адрес Запада. В своем послании принц заявил следующее: "Любой, кто бросает вызов существованию этого королевства, знайте: мы все — сыны джихада и мученичества". Принц произнёс предупреждение на английском и французском языках.
Некоторые СМИ восприняли это заявление не иначе как объявление войны США, но арабист Андрей Чупрыгин предлагает внимательнее послушать запись и не придумывать лишнего.
– В заявлении не звучит прямых угроз и даже не звучит слово "Вашингтон". Более того, после слов "сыны джихада и …" Сауд запнулся и ему подсказывают: "и шахида", то есть мученичества. Забыл, что сказать хотел? Это никак не политическое заявление, – поясняет эксперт Metro.
Чупрыгин добавил, что заявление принца, скорее, попытка обратить на себя внимание.
Всё очень лично
По словам Чупрыгина, отношения между США и Саудовской Аравией никогда не были гладкими. Достаточно вспомнить реакцию Запада на убийство оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году. Сейчас же заявление принца произошло на фоне решения ОПЕК+ сократить добычу нефти.
Саудовская Аравия, Россия и другие страны ОПЕК+ 5 октября договорились снизить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки. Это стало самым резким решением картеля с начала пандемии. Кроме того, страны договорились продлить сделку ОПЕК+, в рамках которой они согласовывают уровень добычи, до конца 2023 года. Financial Times писала, что на столь значительном сокращении добычи настаивали два крупнейших в ОПЕК+ экспортера — Россия и Саудовская Аравия. США призывали Саудовскую Аравию и другие нефтедобывающие страны Персидского залива отложить решение о сокращении добычи на месяц, но Эр-Рияд ответил отказом
– Ничего особенного не произошло, – пояснил Metro Чупрыгин. – ОПЕК+ периодически сокращает или наращивает добычу нефти, тем самым регулируя цены на рынке. Просто в этот раз некоторые аналитики в Белом доме ошибочно предположили, что при сокращении добычи нефти и соответствующем росте цен на неё увеличатся доходы России как нефтедобывающей страны. Россия в свою очередь будет вкладывать доходы в военный бюджет. При этом сам Вашингтон не учитывает, насколько его заявления влияют на повышение уровня цен на нефть.
Основную причину конфликта эксперт предлагает искать глубже. На Ближнем Востоке политику страны не воспринимают раздельно от личности её лидера. Отношения с нынешним президентом США не задались с самого начала.
– Чего стоит предвыборная риторика Байдена с призывами призвать к ответу королевскую семью Саудовской Аравии за нарушение прав человека. Вдобавок неприязнь к нему ближневосточной элиты подчёркнута их симпатией к Трампу. К сожалению, Белый дом мало что делает, чтобы исправить положение, – заключил Чупрыгин.