На улице холодно. Под мокрым снегом вперемешку с дождем, рядом с депо имени Баумана на севере Москвы собралось много людей – семьи с детьми, двадцатилетние студенты и пенсионеры в зелёных и жёлтых дождевиках. Стылая погода не помешала столичной публике посетить традиционный парад трамваев в центре столицы, приуроченный к годовщине начала трамвайного движения в Москве.
Рядом со мной стоит женщина с ярко-красной помадой на губах. Она обещает сыну, что посадит его на трамвай, но увы – в дореволюционных и советских вагонах могут прокатиться только журналисты. Прости малыш, но я ждала этого шанса почти 20 лет.
Мне больше всего хочется увидеть трамвай, которому исполнилось 144 года! В голове вырисовывается картина – солнечно-туманное утро в ещё дореволюционной Москве. Набитый разношерстной публикой вагон, усатый кондуктор в фуражке и мальчишки на подножках трамвая.
С характерным побрякиванием, медленно, но верно показывается первый вагон. Москвичи в дождевиках вытянули шеи, чтобы получше рассмотреть его. Ярко-красный "поезд" из моторного вагона Ф ("Фонарный") примечателен своими фонарями на крыше, освещавшими салон дневным светом. Во всём мире осталось только два вагона этой модели. Один из них хранится в музее трамваев в Сан-Франциско.
Я сажусь в "поезд". Внутри деревянная отделка. В вагоне Ф довольно холодно, мерзнут ноги. Трамвай дрожит и издает неприятный скрежет. В такие моменты сразу вспоминаешь комфортные современные вагоны, где можно зарядить телефон и погреться.
Следом выезжает второй вагон – "Коломенский моторный". Яркий вагон с желтым номерным знаком “2170” вмещает в себя 30 человек. Первый экземпляр модели “КП” был выпущен в 1930 году. Этот трамвай можно увидеть, кстати, в знаменитых советских фильмах – "Место встречи изменить нельзя" и "Покровские ворота".
Третий вагон – "МТВ-82" – может порадовать не только современного пассажира, но и водителя: мягкими обогреваемыми сиденьям и отапливаемой кабиной. В столице такие трамваи ласково звали "коробочками". В Москве они проработали долго, до 1981 года.
Все вагоны почти доехали тем временем до Останкинского пруда. В пути я гляжу на московские улочки и понимаю, что дух «той старой Москвы» сохранился не только в архитектуре, но и этих уютных и дребезжащих трамвайчиках.
Читайте также: История в историях: водить троллейбус было престижно