Дочь поэта рисовала цветы, застолье и войну

В Музее обороны Москвы есть уникальный экспонат – детский альбом 1941 года. Автором рисунков в нём была трёхлетняя Наташа – дочь поэта Алексея Суркова, автора знаменитой песни "В землянке". Мы разыскали внучку поэта Александру и показали ей "картины" её мамы из альбома, который в их семье считали потерянным
Дочь поэта рисовала цветы, застолье и войну
предоставлено "ГБУ "Государственный Музей Обороны Москвы"
Так выглядела глазами маленькой девочки эвакуация.

– Вот она – утка в яблоках! – восклицает Саша, перелистывая на компьютере фотографии детского альбома своей мамы, которой не стало в 2016-м. Альбом хранился в их семье с самой войны, а потом куда-то запропал. В музее он оказался всего лет 12 назад, и кто его туда сдал – неизвестно. 

Александра Суркова.
предоставлено героиней публикации
Александра Суркова.

Чистополь – Москва 

Саше Сурковой 26 лет, сейчас она работает декоратором и хочет закончить высшее образование – получить диплом дизайнера. Как она говорит, любовь к рисованию у неё от мамы. 

– Я помню этот альбом, – говорит Саша задумчиво. – Мама мне показывала его в детстве. Её любимый рисунок – вот эта утка в яблоках. Она рисовала это в Чистополе, в эвакуации, в 41-м или 42-м году. До последнего дня жизни она рассказывала, что её главной мечтой тех лет была именно эта утка. Тогда все в Чистополе мечтали вернуться домой, приготовить вот такую утку в яблоках и снова собраться за столом.

По словам Александры, в самом начале войны большая и дружная семья Сурковых вынужденно разделилась. Жена дедушки Софья Антоновна и двое маленьких детей, Алексей и Наталья, отправились в эвакуацию на Каму, в город Чистополь. Сам Сурков, военкор газеты "Красная звезда", остался в Москве и метался между передовой и редакцией. 

"Братья мои уже учились, букв я тогда не знала, но рисовала целые сюжеты, – пишет в книге "Странники войны: Воспоминания детей писателей. 1941– 1944" Наталья Алексеевна. – Отчётливо помню: сижу за столом, в альбоме нарисован домик, у забора уже зазеленела трава, а я окунаю мокрую заострённую кисточку в алую краску, и вот-вот сейчас этот цвет ляжет на белый лист". 

Ни взрывов, ни танков, ни горящих самолётов, которые так любили рисовать послевоенные дети, в альбоме маленькой Наташи нет. Её отец и мать приняли горе тех лет на себя и сделали всё, чтобы дети не увидели истинного лица войны. Дети действительно не видели ни пожарищ, ни крови. Но неуловимое чувство тревоги в альбоме трёхлетней девочки всё же есть. О войне явственно напоминает одна картинка: поезд, возле которого стоят ряды людей в форме. 

– Это мы уезжаем в Чистополь, – говорит Саша, будто и она была там.

Для неё это действительно не какая-то далёкая история, а часть жизни, которую она мысленно прожила вместе с мамой и дедушкой. 

Тревогой отдают и пышные картины застолий, которые маленькая Наташа любила изображать больше всего. Королева альбома, конечно, утка с яблоками. Над ней летят белые птицы, а сбоку старательным детским почерком выведено: "ПАПИ". За уткой следуют разнообразные вариации на тему стола. Стол с морковкой и репкой, стол с цветами. Наташа, как теперь сказали бы, "девочка из хорошей семьи", узнала, что такое голод, только в Чистополе. Но запомнила это на всю жизнь. 

"Как-то мы были дома одни. Наступил вечер, было холодно, и хотелось есть, – пишет Наталья Суркова в книге воспоминаний. – Видимо, я капризничала. Алёша взял кусок чёрного хлеба, чем-то его намазал, посыпал солью, разрезал на кубики и сказал: "Вот съешь, и у тебя в животе из этих кубиков сложится печка. И тебе станет тепло". 

-  Казалось бы, она не должна была сильно голодать, по крайней мере, мне она этого не рассказывала, но любовь к застольям у мамы осталась на всю жизнь. Александра Суркова. 
Утка в яблоках – кулинарный символ семьи, который Наташа Суркова нарисовала своему "ПАПИ" в начале войны.
предоставлено "ГБУ "Государственный Музей Обороны Москвы"
Утка в яблоках – кулинарный символ семьи, который Наташа Суркова нарисовала своему "ПАПИ" в начале войны.

Стол и дом

 – Маме вообще был очень важен сюжет с застольем, – говорит Александра. – Вокруг стола всё строилось, стол – это главная вещь в доме, место сбора всех. Я думаю, что в Чистополе она рисовала наш старый дом во Внуково, потому что там для неё было сосредоточено это самое сильное и важное ощущение семьи. 

Дом Суркова в дачном посёлке Внуково под Москвой стоит до сих пор. Дом с большим садом, полным цветов, - это живая память о поэте. Здесь всех и всегда кормили, привечали обожали гостей.  

- У дедушки был роскошный сад, за которым он сам ухаживал, - говорит Саша. - Он  очень любил пионы и сирень. Дедушкины пионы цветут до сих пор, мы их очень бережём. По маминым воспоминаниям, дедушка был очень светлым человеком, спокойным, весёлым. Обожал детей и внуков, возился с малышами, из командировок привозил кучу подарков. До сих пор сохранились его китайские и индийские куклы. Он очень любил собак, в доме всегда жили немецкие овчарки. Обожал большие компании. У нас даже такая песенка была: "Исаковские, Твардовские и Сурковские места". Эта компания собиралась то в Переделкино, то во Внуково. Всё время шум, гам, они что-то писали, дети бегали, собаки лаяли. Было очень весёлое время. 

Иногда гостеприимство Сурковых носило неожиданный характер. В конце войны, когда вся семья собралась вместе, в доме появился... немец, каким-то непостижимым образом оставшийся со времён Битвы под Москвой. Вроде бы зимой 1941 года кто-то из местных подобрал его, раненого, и спрятал у себя. В конце войны немца всё- таки обнаружили, и его дальнейшая судьба выглядела незавидно, но Сурков с кем-то договорился и забрал его к себе. Алексей Александрович собрал семейный совет, и немца решили оставить в доме. По воспоминаниям Натальи Сурковой, на фашиста немец не тянул. Человек он был совершенно не военный и при этом талантливый. Несколько лет он помогал Сурковым по хозяйству, ухаживал за садом, а в свободное время рисовал большие картины маслом. 

– Две картины сохранились, – рассказывает Саша. – Одна висит у меня дома. Он рисовал цветы из дедушкиного сада, которые его приводили в восторг. Мы не знаем подробностей этой истории. Известно только, что потом, спустя несколько лет после Победы, дедушка как-то сумел переправить немца на родину в Германию. 

Здесь, судя по всему, изображено застолье в саду Алексея Суркова.
предоставлено "ГБУ "Государственный Музей Обороны Москвы".
Здесь, судя по всему, изображено застолье в саду Алексея Суркова.

Дама в леопардовой шкуре 

Каждая из картинок альбома вызывает у Саши воспоминания. Вот на листе изображена дамская сумочка, украшенная бусинами разных цветов, и под ней подпись корявыми детскими буквами: "СУМКА". 

– Сумка, – повторяет Саша задумчиво. – Возможно, маму впечатлила какая- то бабушкина сумка. Софья Антоновна была модницей. Великосветская львица. 

Сюжет картины, который Наташа Суркова назвала "Сумка", возможно, навеян образом её мамы-модницы.
предоставлено "ГБУ "Государственный Музей Обороны Москвы"
Сюжет картины, который Наташа Суркова назвала "Сумка", возможно, навеян образом её мамы-модницы.

Я её почти не помню, она умерла, когда мне было года четыре. Но она принимала участие в воспитании брата и сестры. Они бабушкой восхищались, рассказывали, что бабушка – это самые красивые шляпки Москвы, шёлковые перчатки, леопардовые шубки, сумочки. На всех фотографиях она просто королева. 

Отношения Алексея Суркова и его жены, Софьи Антоновны Кревс, были непростыми. Как и про все известные московские семьи, про Сурковых ходило множество слухов. Вроде бы были разлады, ссоры, измены. Но всё это никогда не касалось семьи. 

– Они прекрасно воспитали двоих детей, держали открытый дом и до последнего были вместе, – горячо говорит Саша. – И эта песня "В землянке", ведь она поя-вилась в письме к бабушке… 

Историю написания знаменитых строк сам поэт изложил в книге "Истра 1941". В один из дней он с товарищами чуть не попал в окружение, пришлось с боем уходить по минному полю. Тогда отряд чудом уцелел. В тот же вечер, сидя в землянке, в письме к жене он написал свои знаменитые стихи: 

До тебя мне дойти нелегко, 

А до смерти четыре шага. 

Сурков относился к ним как к личному посланию и даже не хотел публиковать. Только в феврале 1942 года стихи попали в руки композитору Константину Листову. Песня мгновенно стала популярной и разошлась по всем фронтам. 

– Там ведь речь идёт именно о любви дедушки, – говорит Саша. – В песне очень часто путают слова. У дедушки написано: "От МОЕЙ негасимой любви". А поют "от ТВОЕЙ негасимой любви". Но в оригинале именно "от МОЕЙ". Для дедушки было важно, что Софья Антоновна есть, она с детьми. Именно она вдохновляла его на военных путях. 

По словам Саши, Софья Антоновна была из тех редких женщин, кто умеет "держать вертикаль" и быть чем-то вроде главного семейного инженера. Вся сложная конструкция семьи Сурковых с детьми, гостями и собаками была создана именно ею. Воспитание детей, жизненный уклад, образование и знаменитые сурковские застолья – за всё отвечала Софья Антоновна. Строгая, сдержанная, всегда одетая по последней моде, с гордо поднятой головой, она окружала семью настойчивой, но ненавязчивой заботой. Это ей дети благодарны за знание языков, путешествия по Европе, учёбу в лучших лицеях и вузах Москвы (сын Алёша окончил МГУ, а Наталья – ГИТИС и была прекрасным музыкантом). 

– Как я понимаю, в Чистополе бабушку не очень любили соседки, – говорит Саша. – Она и в эвакуации не позволяла себе расслабляться. Шляпки и шубки всегда были на ней. Наверное, во время войны это могло казаться странным. 

Наталья Суркова на плечах у своего отца в 1939 году.
Из архива семьи Сурковых
Наталья Суркова на плечах у своего отца в 1939 году.

Автопортрет 

– Это мама себя, наверное, рисовала! – восклицает Саша, рассматривая рисунок кривоватой детской фигурки в условной пачке на изогнутых ножках. – Она всё детство, пока не начала заниматься музыкой, мечтала стать балериной.  

Скорее всего, любовь к балету пришла к Наталье Алексеевне от её мамы, отвечавшей за всё красивое в семье. Но дети по-своему развили этот сюжет. 

– Балерины в нашей семье всегда были священны. Их в доме было множество во всех видах, – рассказывает Саша. – Как-то мама нашла два больших ватмана и нарисовала на них огромных балерин. По соседству с нами во Внуково жила Уланова. Мама ею восхищалась. Показывала мне все фильмы с ней. Уланова была сильно старше мамы и очень закрыта. Она часто прогуливалась в одиночестве мимо нашего дома – всегда подтянутая, стройная, очень хорошо одетая, но подойти к ней мама так и не решилась. Но я помню это хорошо – балерины. Мама часто их рисовала вместе со мной. 

Балерина, которой мечтала стать маленькая Наташа Суркова в 1941-м году.
предоставлено "ГБУ "Государственный Музей Обороны Москвы"
Балерина, которой мечтала стать маленькая Наташа Суркова в 1941-м году.

Песни афганских женщин 

Весёлые, гордые и трудолюбивые Сурковы унаследовали от знаменитого деда и строгой бабушки их статность и голубые глаза. И главное – их страсть и упрямство в работе. Сашина мама, как и старший Сурков, работала журналистом и была буквально одержима желанием рассказывать людям о чудесах мира. Во время афганской войны Наталья Алексеевна, увлекавшаяся собиранием фольклора, решила отправиться в пылающий Кабул, чтобы записать старинные народные песни афганских женщин. "Вы с ума сошли!" – говорили ей во всех ответственных кабинетах, где она получала документы на выезд. Но в Кабул она всё-таки поехала. Женщины были найдены, и песни записаны. На обратном пути в кабульском аэропорту её с чемоданом, полным магнитофонных плёнок, задержала полиция – из воюющей страны ничего вывозить не разрешалось. Наталья Алексеевна упёрлась и вызвала подмогу из Москвы. Пока приехавший на выручку приятель заговаривал зубы охране аэропорта, Наталья элегантным бабушкиным движением ноги пнула чемодан с записями так, что он пролетел через границу и оказался в нейтральной зоне, где его уже ждал другой приятель.

 – Это мы, Сурковы, – смеётся Саша. – Все Сурковы очень похожи – и внешне, вплоть до формы ногтей, и внутренне. У всех повадки и привычки простые, ведь мы совершенно советская семья. От бабушки же досталась и некоторая семейная нагловатость, за которую мы часто получаем по голове. Но тут уж ничего не поделаешь. 

Но, по словам Александры, у Сурковых в крови и уважение к серьёзному образованию, ответственной, часто военной профессии. И всё это уживается с любовью к "тусовочности". 

– Мы сохраняем человеческие ценности семьи: серьёзного воспитания детей, любви к животным, – говорит Саша. 

Кстати, утку с яблоками они с сестрой готовят на каждый Новый год. Для всего большого семейства эта утка давно стала символом связи поколений, дружбы, любви и гостеприимства. 

Рисунки Натальи Сурковой.
предоставлено "ГБУ "Государственный Музей Обороны Москвы"
Рисунки Натальи Сурковой.
предоставлено "ГБУ "Государственный Музей Обороны Москвы"
Рисунки Натальи Сурковой.
предоставлено "ГБУ "Государственный Музей Обороны Москвы"
Рисунки Натальи Сурковой.
предоставлено "ГБУ "Государственный Музей Обороны Москвы"
Рисунки Натальи Сурковой.1/4