Дьяволопоклонник, рок-звезда и герой-любовник – образы Леонардо да Винчи в культуре всегда яркие

Загадочная личность художника волнует воображение писателей и режиссёров, которые придумывают в книгах и на экране своего Леонардо
Дьяволопоклонник, рок-звезда и герой-любовник – образы Леонардо да Винчи в культуре всегда яркие
Starz
Кадр из сериала “Демоны да Винчи”.

Многие сведения о Леонардо подаются как факты. В действительности о художнике почти ничего неизвестно. Первый в мире искусствовед Джорджо Вазари в своей книге о величайших флорентийских мастерах немало рассказывает о Леонардо, но художник к моменту написания книги давно умер. По описанию Вазари, Леонардо – какой-то полубог. Необычайно высокий, нечеловечески красивый и сильный, с душевными качествами, вызывающими всеобщий восторг… Так ли это было? Никто не знает.

Но ещё при жизни у Леонардо складывалась репутация гения, необычного даже по меркам Ренессанса, а гении тогда жили в Италии на каждом шагу. Писал он левой рукой, пугая суеверных современников, и зашифровывал свои тексты. Он препарировал трупы, что было запрещено. Он рисовал уродов и калек. Многие из его изобретений бесчеловечны. Например, идеальный город по Леонардо зиждется на рабском труде. Он конструировал оружие для Чезаре Борджиа – одного из самых жестоких правителей того жестокого времени. А работать Леонардо предпочитал не в родной Флоренции, под патронажем гуманистов и филантропов Медичи, а в Милане. при дворе тирана Людовико Моро, который закапывал своих врагов в землю живьём.

Эскиз черепа, сделанный Леонардо.
Royal Collection Trust
Эскиз черепа, сделанный Леонардо.

История припомнила Леонардо его многочисленных молодых и красивых учеников, его странные занятия, почти инопланетные лица с его полотен и нарисовала жутковатый портрет. Колдун, некромант, дьяволопоклонник, соблазнитель невинных душ… Рассказываем о гранях этого образа, которые встречались в культуре.

Дмитрий Мережковский. Роман “Воскресшие боги”

В историософском романе русского писателя-символиста из трилогии “Христос и Антихрист” повествование ведётся от лица реального ученика Леонардо – художника Джованни Больтраффио. Юноша очарован Леонардо, почти влюблён в него. Сам Леонардо показан человеком “не от мира сего”, вопрос только в том – от какого. Джованни он кажется то святым, то богоборцем, то самим дьяволом. У Леонардо своя философия и логика, своя этика – за пределами добра и зла (писатель вдохновлялся Ницше). Не вынеся непостижимости мастера, Джованни кончает с собой.

Сериал “Демоны да Винчи”

Кадр из сериала “Демоны да Винчи”.
Starz
Кадр из сериала “Демоны да Винчи”.

В разухабистом и антиисторическом до абсурда британо-американском сериале с Томом Райли в главной роли Леонардо предстаёт кем-то вроде рок-звезды в кожаных штанах, с причёской Курта Кобейна и примерно такими же замашками. Он по-прежнему гений и изобретатель, иногда впадающий в лёгкую прострацию, символизирующую муки творчества, но особенно мучиться времени нет: художник ведёт супергеройскую жизнь, полную приключений и любовных романов с красотками.

Карел Шульц. Роман “Камень и боль”

В великом, недооценённом и неоконченном романе чешского писателя, написанном в годы оккупации Чехии нацистами, главный герой – другой гений Возрождения, неистовый Микеланджело, пребывающий в постоянном творческом и духовном поиске. Леонардо показан как его антагонист. В постижении им тайн мироздания есть что-то сатанинское, его глубины ужасают, а его воздействие на людей – гипнотическое, одними словами он вводит в транс.

— Вы наводите ужас, Леонардо... – прохрипел Микеланджело. — Уходите! Я не хочу, чтобы вы после всего, что я сейчас слышал, оставались здесь, где я живу… работаю… существую… где единственный мой кров и дом…

Сериал “Борджиа”

В полнокровном европейском сериале “Борджиа”, в отличие от пресного канадского, удалось передать мощь и пестроту Ренессанса. Но с историческими фигурами и фактами сериал обращается очень вольно. Леонардо тут рассматривается с точки зрения его гомосексуальности – реальной или мнимой, никто не знает. Он откровенно влюблён в Чезаре Борджиа и соперничает с Микеланджело за его внимание. Леонардо даже разбивает сопернику нос, обезобразив его лицо. Микеланджело действительно в юности разбили нос, но это сделал, конечно, не Леонардо – по всем описаниям, бесстрастный и отстранённый, как аутист.