Главные недели моды Европы и Америки завершились, и можно с уверенностью сказать, что некоторые показы запомнятся нам надолго. И речь идёт вовсе не о тенденциях будущего весенне-летнего сезона, хотя они тоже более чем любопытны. Учитывая затяжной кризис из-за пандемии коронавируса, бренды прилагают все усилия, чтобы зацепить внимание зрителя и попасть в список самых обсуждаемых марок в Интернете.
Мы привыкли к коллаборациям массмаркет-брендов и люксовых марок, но совместные коллекции двух крупных модных домов – это не просто редкость, а практически уникальное событие. В апреле 2021 года мы стали свидетелями тандема Balenciaga и Gucci под названием Aria. Логотипы обоих брендов смешались на одежде и аксессуарах, создав тем самым совершенно новый продукт.
На прошедшей Неделе моды в Милане тенденция на такого рода сотрудничество заиграла новыми красками. Легендарные итальянские дома Fendi и Versace представили зрителям уникальную коллекцию под названием The Swap (от англ. "обмен"). В ней не просто смешались, а в прямом смысле слились воедино две марки, образовав новую – Fendace. Новый логотип поначалу наводит на мысль, что эти вещи приехали на подиум прямиком с китайской фабрики фейков, но это, конечно, не так. Донателла Версаче из Versace и Ким Джонс и Сильвия Вентурини-Фенди из Fendi показали своё видение брендов друг друга, объединив как стили, так и символы марок – голову горгоны Медузы и барочную монограмму. Модельеры вволю наигрались с эстетикой середины и конца девяностых годов прошлого века: крупные золотые украшения, стразы, логомания, бомберы, деним, заниженная талия. Самоирония коллаборации доходит до абсурда, но для сегодняшних молодых покупателей любое модное безумие оправданно, если оно – уникальное.
Дом Balenciaga представил на Неделе моды в Париже не только новую весенне-летнюю коллекцию, но и специальную серию "Симпсонов". В эпизоде Гомер Симпсон в последний момент вспоминает про день рождения своей супруги Мардж и хочет сделать ей незабываемый сюрприз. Для этого он пишет электронное письмо в Balenciaga, рекламу которого увидел в журнале жены. И хотя Гомер просит прислать "самую дешёвую вещь бренда с биркой или же просто бирку", Мардж получает на день рождения платье стоимостью 19 тысяч долларов. Чтобы не оплачивать счёт, она решается пойти в ресторан в нём, а Гомер делает всё, чтобы защитить и вернуть платье без единого следа носки.
Платье в целости возвращается в Париж вместе с благодарственным письмом Мардж, и креативный директор Демна Гвасалия, растроганный её словами, летит со всей командой в Спрингфилд, чтобы пригласить жителей города стать моделями на его шоу в Париже. На подиуме появляются шеф Виггам, бармен Мо Сизлак, Вэйлон Смитерс, Сельма и Пэтти Бувье, Барт, Лиза и Мэгги, Гомер и в финале сама Мардж. У сидящей в первом ряду Анны Винтур шоу вызывает восторг, что подхватывают остальные гости и рукоплещут моделям и дизайнеру.
В целом эта милая и добрая серия смотрится интересно, за исключением того, что в мультфильме использован лишь один образ из новой коллекции Демны Гвасалии, остальные же – из старых.
Впрочем, не обошлось и без скандалов. После показа Givenchy на Парижской неделе моды креативного директора бренда Мэттью Уильямса обвинили в гламуризации суицида и возмутительном маркетинге из-за колье, недвусмысленно напоминающего петлю. Ожерелье в золотом и серебряном цветах дважды появилось на показе. Зрители написали в соцсетях гневные комментарии, обвинили представителей марки в цинизме и посетовали, о чём думал дизайнер. Но несмотря на то, что большинство негодовало, были и те, кто нашёл такой дизайн изобретательным, а реакцию – слишком критичной. Сам бренд Givenchy пока никак не отреагировал на обвинения и от комментариев воздержался.
Подобная история не нова. В 2019 году британский Дом Burberry также подвергся критике за свою толстовку с петлёй на шее. После жалобы модели и скандала вещь была снята с производства, хотя дизайнер Риккардо Тиши и объяснил, что петля – это лишь отсылка к морской тематике. Занятно, что Тиши был одним из предшественников Уильямса на посту в Burberry.
В этом сезоне досталось не только дизайнерам, но и звёздам. На Рианну посыпались обвинения не в чём-нибудь, а в культурной апроприации. И всё из-за причёсок моделей на показе новой коллекции белья Savage Fenty. Пользователи и фанаты певицы посчитали, что Джиджи Хадид, Адриана Лима, Эмили Ратаковски и Ванесса Хадженс не могут носить афрокосички, так как не имеют африканских корней. Благо не все пользователи посчитали это обвинение обоснованным и встали на защиту певицы и моделей.
В 2020 году Рианна уже попадала в однотипный скандал со своим шоу, когда использовала в качестве саундтрека композицию Doom от Coucou Chloe, в которой использовался исламский религиозный текст.
Ну и какая Неделя моды без протеста? В заключительный день на шоу Louis Vuitton ворвалась эко-активистка и пронесла по подиуму плакат с надписью Overconsumption = Extinction ("Перепотребление = Вымирание"). Долго продержаться ей не удалось – сотрудники безопасности увели девушку через пару минут, а после сопровождали креативного директора бренда Николя Жескьера во время выхода на поклон к зрителям.
Активистка является членом нескольких французских экологических объединений: Youth For Climate France, Extinction Rebellion France, Les Amis de la Terre. В своём официальном заявлении для интернет-издания Nylon представители движения Youth For Climate France объяснили смысл акции: "Крупнейшая люксовая компания мира создаёт тренды, заполняет общественное пространство рекламой и рождает желание перепотреблять у всего населения Земли, включая тех, кто не может себе позволить такие дорогие вещи".