Деревянные островки среди бетона: как в мегаполисе выживают домики из прошлых столетий

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в городе отреставрировали уникальный деревянный особняк Палибина. Но в столице есть и другие островки старины, живущие посреди современных зданий. Metro рассказывает о некоторых из них
Деревянные островки среди бетона: как в мегаполисе выживают домики из прошлых столетий
Василий Кузьмичёнок
История "синего домика" началась в 2014 году, когда в подмосковном Одинцово начали строить новый жилой комплекс. Он мешал планам застройщика, владелице предлагали выкупить её участок и дом. К компромиссу стороны так и не пришли, домик и по сей день на месте.

1. Дом братьев Страховых

Деревянный теремок построили аж 120 лет назад.
Василий Кузьмичёнок
Деревянный теремок построили аж 120 лет назад.

В Сокольниках вокруг башенками стоят разноцветные многоэтажки, во дворах – раскидистые деревья, поодаль – футуристичная высотка, а на противоположной стороне дороги, как будто из другой вселенной, резной деревянный дом. Этот одноэтажный "абориген" – дом крестьян Страховых, редкий для Москвы образец деревянного зодчества начала ХХ века, дошедший до нас в первозданном виде. Его построили по проекту архитектора Леонида Лозовского.

По словам специалистов Мосгорнаследия, характерная особенность постройки – главный вход в здание, который выделен эркером – выступом, примыкающим к фасаду здания. Но на данной постройке эркер не простой, а с завершением по типу шатёр с "бочкой". То есть его венчает мини-крыша в виде многогранной пирамиды. Внутри убранство не менее богатое: и изразцовые печи 1903 года, и лепной декор потолков. И это далеко не все артефакты.

– В интерьерах сохранились историческая лестница, печной прибор. Внешний облик здания вообще будто не тронут временем: окна венчают расписные наличники, двустворчатые двери украшает резьба, – подчеркнули историки. 

И всё дошло до нас, несмотря на то что дом лишился трёхэтажного флигеля и получил двухэтажную пристройку. До сих пор неясно, кто владел домом с самого начала. По общепринятой версии – каменщики Страховы, на ней сходится большинство краеведов. 

Здание отнесли к объектам культурного наследия регионального значения совсем недавно – в 2021 году. Деревянный дом нуждается в реставрации. Туристам туда вход запрещён: всё под охраной, поставлена сигнализация. А вот любоваться, прогуливаясь рядом, можно сколько угодно, что и делают москвичи и гости столицы: шедевр прошлого часто фотографируют и выкладывают в соцсети.

Адрес: ул. Гастелло, д. 5 

2. Жилой дом Гавриила Палибина

Здание полностью отреставрировали, скоро оно будет готово принимать гостей.
Василий Кузьмичёнок
Здание полностью отреставрировали, скоро оно будет готово принимать гостей.

Бледно-бежевые пятиэтажки района Хамовники перемешались с баскетбольными площадками, знаками "Осторожно, ведутся ремонтные работы" и разномастными зданиями – от офисов со стеклянными панорамными окнами до корпусов военной академии. Где-то во дворах среди них спрятался одноэтажный мини-особняк коллежского советника Гаврилы Алексеевича Палибина. Построенный в 1818 году, он великолепно сохранился  – от лепнины на фасаде невозможно оторвать глаз, с укоризной на нас смотрят горгоны и рядом с ними – ихтиокентавры (получеловек-полулошадь с русалочьим хвостом). 

Эксперты Мосгорнаследия рассказали, что в интерьерах дома сохранились первоначальные декоративные росписи и лепной декор стен и потолков, профилированные карнизы, наборный паркет, а также кафельные печи ХIХ века.

– Главный фасад здания выполнен в формах позднего классицизма и украшен разнообразным лепным декором, парными пилястрами и широким поясом меандра. 

Здание было отнесено к объектам культурного наследия федерального значения в 1960 году. На сегодняшний день мини-особняк полностью отреставрировали. 

– Внутри провели реставрацию наборного щитового дубового паркета, дверных и оконных заполнений проёмов. Сохранили зондажи редкой интерьерной росписи по бумаге. Отреставрировали печи, сохранившие уникальные изразцы ручной росписи, – написал на своём персональном сайте мэр Москвы Сергей Собянин. Он добавил, что вместе с городскими реставраторами над спасением особняка трудились и волонтёры: они расчищали двухвековую древесину от загрязнений и старой краски, выполняли грунтовку.

По словам столичного градоначальника, в будущем в доме разместится выставочный зал Фонда святого архангела Михаила и творческие мастерские. Полюбоваться интерьерами этого образцового московского особняка теперь можно будет в течение всего года на экскурсиях, организуемых фондом, либо в рамках Дней исторического и культурного наследия в Москве.

Адрес: ул. Бурденко, д. 23 

3. Погодинская изба

По словам экспертов Мосгорнаследия, в Погодинской избе также бывали М. Н. Загоскин, А. Ф. Писемский, П. А.Вяземский, К. С. Аксаков.
Василий Кузьмичёнок
По словам экспертов Мосгорнаследия, в Погодинской избе также бывали М. Н. Загоскин, А. Ф. Писемский, П. А.Вяземский, К. С. Аксаков.

На первый взгляд, это обычный спальный район, внутри которого расположилось длинное белое здание клиники, посольства Ирана и Мавритании. Как раз на границе заморского и российского и стоит одно из старейших деревянных зданий Москвы – Погодинская изба. Её владелец Михаил Погодин – русский историк, "славянофил", писатель-беллетрист, журналист, коллекционер, издатель. Он получил избу в дар от купца Василия Кокорева за неподдельный интерес к народному зодчеству. А нынешний вид ей придал архитектор Николай Никитин. 

– Погодинская изба была первым произведением так называемого русского стиля в архитектуре. Здание выстроили в формах народного деревянного зодчества в виде двухэтажного сруба, декоративные элементы которого (полотенца, подзоры) украшает пропильная резьба, её тоже сделал Никитин, – сообщили эксперты Мосгорнаследия. 

Усадьба являлась "Древлехранилищем": Погодин хранил там свою коллекцию исторических реликвий (около двухсот икон, множество старопечатных книг и рукописей). А ещё она была известным литературным салоном: сюда приезжали многие знаменитости, например, драматург Александр Островский, Фёдор Тютчев, философ и публицист Чаадаев, поэт-переводчик Баратынский, актёр Михаил Щепкин и другие. А главным гостем являлся Николай Гоголь. 

В 1974 году изба получила статус объекта культурного наследия. В настоящее время здание является объектом культурного наследия федерального значения. Планируется комплексная реставрация здания. 

Адрес: ул. Погодинская, д.12А

4. Дом булгаковского Мастера 

В середине XIX века, при мещанке П. Ф. Емельяновой, со стороны двора к зданию пристраивается небольшой дополнительный объём для сдачи внаём.
Василий Кузьмичёнок
В середине XIX века, при мещанке П. Ф. Емельяновой, со стороны двора к зданию пристраивается небольшой дополнительный объём для сдачи внаём.

В Хамовниках, напротив дорогого ресторана с открытой верандой, пластиковым забором огорожена полуразрушенная бетонная стена. В глубине стоят ателье с полупрозрачными окнами и салоны красоты с изогнутыми дверями. Около них ютится незаметный одноэтажный деревянный домик на высоком каменном подвале. Построенный в 1819 году, он принадлежал титулярному советнику Сергею Мельникову. Здание несколько раз меняло владельцев. 

После революции в этом доме поселились два брата – Владимир и Сергей Топлениновы. Первый был актёром, а второй –театральным художником. С 1926 года у Топлениновых стал бывать писатель Михаил Булгаков, близко общавшийся с Сергеем, который сделал несколько его портретов и иллюстрировал некоторые его произведения. Именно в этот домик Булгаков и поселил своего Мастера.  

"…Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике... совершенно отдельная квартирка и ещё передняя, и в ней раковина с водой... Маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки", – так Булгаков описывал убранство дома Топлениновых в романе "Мастер и Маргарита".

Эксперты Мосгорнаследия отметили, что облик здания отличается сдержанным оформлением: окна обрамлены строгими рамочными наличниками с треугольным завершением, под крышей проходит небольшой резной карниз.

Здание отнесено к объектам культурного наследия регионального значения в 2007 году. В марте этого года в доме начались реставрационные работы. 

Адрес: Мансуровский переулок, д. 9

5. Мясницкое отделение Чернорабочей больницы

Дом поистине красив: резьба на окнах и на козырьке заставляет остановиться рядом с "теремом" надолго.
Василий Кузьмичёнок
Дом поистине красив: резьба на окнах и на козырьке заставляет остановиться рядом с "теремом" надолго.

К узким улочкам прижались блёклые дома и белые кирпичные домики с полоской из рыжих кирпичей. Среди них выделяется зелёный двухэтажный деревянный дом, больше напоминающий загородную усадьбу. Это корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы — уникальный пример больничной застройки второй половины XIX века. 

Тогда городские власти старались сделать медицину более доступной, строительство Чернорабочей больницы вписывалось в эту концепцию. В 1875 архитектор Александр Мейнгард создал проект, по которому и возвели медицинские барачные корпуса. По словам экспертов Мосгорнаследия, внешний вид постройки достаточно необычный:

– Она примечательна своим интересным и нарядным декором: фасады оформлены резными деревянными элементами, в том числе подзорами и пропиленными кронштейнами. 

Здание отнесли к объектам культурного наследия регионального значения в 2016 году. Сейчас в нём расположен один из филиалов ГАУК " Московское агентство организации туризма и отдыха" ("Мосгортур"). На стеклянном окошке  есть надпись: Уважаемые москвичи, это временные окна, чтобы мы не мёрзли. Позднее мы их обязательно заменим на те, которые больше подходят этому домику. 

Адрес: Огородная слобода, д. 9

ЦИТАТА
Стоит учитывать, что любое новое строительство рядом с историческими объектами, тем более деревянными, не может пройти бесследно для сохранности таких памятников: могут возникнуть риски нарушения отделки интерьеров, деталей фасадов. При сложных и массированных работах рядом с деревянными историческими постройками такие памятники пострадают. Поэтому каждый конкретный случай требует отдельного предпроектного исследования территорий и степени предполагаемого воздействия на памятник.
— Марианна Маевская, историк архитектуры, профессор МААМ