Дело Кэтлин Фолбигг: как генетика смогла вытащить из тюрьмы "детоубийцу"

В Австралии благодаря учёным выпустили из тюрьмы женщину, обвиняемую в убийстве детей. Metro узнало подробности и поговорило с генетиком о схожих случаях
Дело Кэтлин Фолбигг: как генетика смогла вытащить из тюрьмы "детоубийцу"
AFP PHOTO / COURTESY OF KATHLEEN FOLBIGG
Кэйтлин Фолбигг – на свободе

"Убийства"

55-летняя Кэтлин Фолбигг провела в тюрьме больше трети жизни (20 лет). Она могла провести за решёткой ещё минимум 5 лет.

Как пишет Associated Press, у детей Фолбигг было редкое генетическое заболевание, из-за чего они и скончались. Её первенец Калеб родился в 1989 году и умер 19 дней спустя. Второй сын, Патрик, умер в 1991-м, не прожив и года. Через два года умерла Сара (10 месяцев), а в 1999-м – Лаура (19 месяцев).

Вскоре из-за "подозрительных смертей" началось уголовное преследование Фолбигг. Главным аргументом обвинения было то, что подсудимая являлась единственным членом семьи, кто находился дома, когда умирали дети. Она рассказывала на суде, что трижды находила мёртвых детей на пути в ванную и один раз – когда подошла проведать ребёнка. В дневниках Фолбигг были намёки на признание вины, о чём в суде говорил даже её бывший муж Крейг.

Суд присяжных дал ей 30 лет. Однако в 2018-м появились первые доказательства, что она невиновна. Ей решили помочь учёные, которые обнаружили, что смерти детей были не такими уж странными. А психологи и психиатры заявили, что "ненадёжно интерпретировать её записи таким образом, будто это было признание в убийствах". По словам адвоката австралийки, Фолбигг страдала серьёзным депрессивным расстройством и "материнским горем", когда делала свои дневниковые записи.

В итоге Фолбигг выпустили. Учёные, которые участвовали в расследовании, доказали, что она не убийца.

Кэйтлин Фолбигг
AFP PHOTO / COURTESY OF KATHLEEN FOLBIGG
Кэйтлин Фолбигг

Реакция учёных

"В этот раз учёных услышали!" – говорит журналу Nature Майкл Овергаард, специалист по белкам из Ольборгского университета в Дании. Он был свидетелем-экспертом, который помог Фолбигг выйти на свободу.

Когда австралийке выносили приговор, ещё не было генетических доказательств её невиновности. Причиной "подозрительной смерти" её дочерей могла стать редкая мутация в белке кальмодулин (контролирует концентрацию кальция в клетках и, помимо прочего, помогает регулировать сердечные сокращения). А один из двух её сыновей мог умереть из-за нейрогенетического расстройства, вызванного той же мутацией.

"Я так рада за неё", – говорит генетик Карола Винуэса из Института Фрэнсиса Крика в Лондоне. В 2018-м, когда в деле Фолбигг появился "научный поворот", юристы австралийки обратились именно к ней с просьбой секвенировать геном Фолбигг и геномы её умерших детей, чтобы выяснить, какую роль в смертях сыграла плохая генетика. Учёная обнаружила мутации в геноме Фолбигг и в геномах её дочерей. Но этого оказалось недостаточно, чтобы комиссар, расследовавший дело, решил "перезапустить" его.

Тогда в 2019 году Винуэса связалась с Академией наук Австралии и подала петицию губернатору Нового Южного Уэльса о помиловании Фоблигг. К ней присоединился Овергаард и другие учёные, которые тоже рассказали, как именно генные мутации дочерей Фолбигг нарушают функции белка. Тогда губернатор распорядился провести новое расследование и назначил уполномоченного. Академия наук Австралии рекомендовала следствию около 30 исследователей. Исполнительный директор академии Анна-Мария Аравия заявила, что были получены "самые современные научные данные от самых квалифицированных учёных, причём из разных стран мира". Правда, была вновь сформирована и команда обвинения, которая нашла своих независимых экспертов.

Петер Шварц – кардиолог из Итальянского института возрастной антропологии в Милане, учёный мирового уровня, специализирующийся на мутациях кальмодулина, был одним из свидетелей-экспертов. "Я не могу припомнить ничего подобного, хочу отдать должное австралийской судебной системе", – подчеркнул он. В свою очередь, Овергаард рассказал, что однажды потратил более 5 часов, объясняя следствию, как мутации в белке кальмодулина могут нарушить его функцию.

Учёный-юрист из Австралийского национального университета в Канберре Джейсон Чин заявил, что можно было бы чаще использовать независимых научных консультантов в судебных расследованиях – желательно, чтобы им предоставляли больше свободы действий в ходе подобных процессов. Анна-Мария Аравия утверждает, что дело Фолбигг показывает – наука и судебная система могут идти рука об руку, но надо реформировать законодательство, чтобы правовая система более чутко относилась к науке. Например, можно создавать комиссию по пересмотру уголовных дел, которая уже существует в той же Великобритании.

Генетика уже давно помогает в расследованиях

– Современные знания о генетике позволяют лучше понимать определённые особенности организма человека, а именно – заболеваний, которые раньше ни врачи, ни судебно-медицинская система не принимали в расчёт, – рассказывает Metro доктор биологических наук, генетик Денис Ребриков. – Пример с австралийкой – очень яркий, он показывает возможности современного анализа последовательности ДНК, что помогло в данном случае разобраться в первопричине смерти детей. Если раньше подобные смерти при загадочных обстоятельствах относили к криминалу, то сейчас генетика позволяет узнавать иные причины смерти, если они есть.

В лабораториях могут находить настоящих преступников – по биоматериалам
Copyright (c) 2021 luchschenF/Shutterstock. No use without permission.
В лабораториях могут находить настоящих преступников – по биоматериалам

Денис Владимирович припомнил случай, похожий на "дело Фолбигг":

– В нашу лабораторию обратились представители российского биатлониста. На него "наезжали", что он якобы принимал допинг. Признак был косвенным – ряд его показателей крови был аномальным, что давало спортсмену возможность быстрее бежать на лыжах. Нас попросили проанализировать его ДНК, посмотреть, нет ли в этом случае генетики, которая естественным образом повышает ему показатели в крови. Нам удалось подтвердить, что дело было именно в генетике. В суде мы показали все документы и было доказано, что спортсмен побеждает честно.

По словам Дениса Владимировича, сейчас в мире распространён криминалистический анализ ДНК – с его помощью легко идентифицируют преступника.

– По микроостаткам биоматериала преступника можно узнать, кто он. Если, конечно, преступник занесён в базу данных. Так можно найти человека по капельке крови, волоску или слюне на окурке. Главное, чтобы он был в базе. Те же американцы собирают свою базу последние 30 лет, заносят в неё всех осуждённых по тяжким статьям. Это значительно снизило число рецидивов у преступников. Когда он выходит на свободу, ему говорят, что если он возьмётся за старое, его быстро найдут. И он не совершает новые преступления.

Ребриков считает, что однажды исследования в области генетики приведут к тому, что практически на любого человека появится генетическая информация.

– Многие сейчас сдают ДНК на анализ, чтобы выяснить – не являются ли они родственниками какому-нибудь Чингисхану. Это – развлекательная генетика. Побочкой может стать то, что благодаря ей будет легко отслеживать людей по биоматериалу. Криминалисты нашли окурок – они быстро узнают, кто его бросил. Эту технологию активно используют в Европе. Например, штрафуют владельцев собак, которые не убрали за ними экскременты. Генетический материал собак вносят в базу данных, в найденных экскрементах выделяют ДНК, пробивают по базе – и владелец получает большие штрафы.