Современных детей буквально не усадишь за книги. Оно и понятно – зачем читать, если можно посмотреть социальные сети или сериалы, просто поиграть в игры на смартфоне. И если в течение года младшие члены семьи ещё вынуждены читать хоть что-то из школьной программы, то летом дела идут совсем плохо, о выполнении задания от учителя литературы можно попросту забыть.
Metro попросило экспертов, учителя истории и автора книги "Ожившая история" Надежду Доронину и писательницу Ладу Ксенофонтову дать совет, как же приучить ребёнка к чтению.
Оба эксперта единодушны – не стоит ругать, надо понять, почему дети не горят желанием браться за книжку. Всё дело в том, что им просто неинтересно.
Значит, надо заинтересовать!
Читайте сами
– Заинтересовать книгой можно, но для этого родителям стоит постараться. Для начала займитесь чтением сами, читающий родитель – самый лучший пример для чада, – говорит Надежда. – При этом делитесь мыслями о том, что читаете сами, обсуждайте сюжет, поступки героев. Не заигрывайте с ребёнком, будьте честными. Это дети считывают очень быстро, и вы не только потеряете процент авторитета в глазах отпрыска, но и отобьёте последнее желание что-то читать. Не нравится герой? Так и говорите, объясните почему. В шоке от поворотов сюжета? Напуганы? Говорите. Это завлекает. Это становится интересным.
Рабочий приём – это волшебная фраза "я это читала…", и тут же выдать ограниченный фрагмент искрометного сюжета без спойлеров. На вопрос, что было дальше, можете ответить, что не помните всех деталей... и "А может, ты прочитаешь и мне напомнишь?"
Надежда Доронина
Читайте вместе
Так как на лето задают определённые книги, освоить которые нужно обязательно, то можно предложить детям прочитать их вместе, советует эксперт. Не скупитесь на время, дети растут быстро и, возможно, ребёнку на всю жизнь запомнятся эти часы совместного чтения. Создавайте воспоминания. Читайте по абзацам, читайте по ролям, читайте с эмоциями. Не смейтесь, а терпеливо объясните. Придёт время, и ваш ребёнок что-то будет вам объяснять в этом мире. Покажите пример.
Расскажите об авторе
– Вызвать интерес к книге можно и через автора, – объясняет Надежда. –Расскажите сыну или дочери какие-то интересные факты о нём как о личности, профессионале. Как ни странно, работают печальные трагические факты об авторе, которые вызывают сочувствие, отклик в сердце. Если показать фото или изображение, то это тоже привлекает внимание, ведь детям проще мир воспринимать образами.
Не нужно заставлять ребенка читать всё сразу и несколько часов подряд. Оставьте детям детство. Пусть будут игры с друзьями, мультфильмы, прогулки, сон вдоволь и книги… Книга не должна быть наказанием, штрафом, эту обреченность потом не вывести ничем.
Надежда Доронина
Подойдите к процессу творчески
– Если ребёнок не горит желанием читать, то причина может быть в том, что ему кажется, что проблемы, которые поднимаются в произведениях, далеки от его жизни или ему тяжело воспринимать описание жизни людей, которые жили в другое время, когда темп и поток информации были гораздо меньше. Ещё одна причина может заключаться в том, что язык произведения кажется сложным и непонятным. – говорит Metro писательница Лада Ксенофонтова – Исправить ситуацию можно, предложив ребёнку стать своего рода соавтором.
Советы от Лады: – нарисовать постер к книге. Рисование многим нравится, а для того, чтобы нарисовать постер, потребуется понять главную идею произведения;– написать парочку постов для любимой соцсети от имени главного героя на темы, которые волнуют его в произведении; – обсудить, какая из проблем, из-за которых переживает ребёнок, может также оказаться волнующей для персонажей произведения;– представить, какой совет в сложной ситуации дал бы ему самый положительный герой произведения. А самый отрицательный?– попробовать целый день или хотя бы пару часов общаться так же, как персонажи произведения, с использованием устаревших форм и архаизмов. Затем необходимо обсудить этот опыт с ребёнком. Если остальные члены семьи поддержат этот челлендж, то это поможет вашим сыну или дочери лучше погрузиться во времена, в которых жили герои книги;– придумать альтернативное окончание сюжета;– найти пять общих черт характера с любым персонажем читаемого произведения;– изучить музыкальную моду, которая соответствует эпохе главного героя книги, и составить плейлист музыкальных произведений, которые бы ему понравились. Как вариант, можно предложить составить для главного героя книги плейлист из современных треков;– устроить косплей-вечеринку на героев книги.