На прошлой неделе в Узбекистане было принято решение внедрить социально-эмоциональное обучение в школах. Детей будут учить эмоциональному интеллекту: чувствам, эмпатии, доверительным отношениям, ответственным решениям, учитывающим интересы окружающих.
Как рассказал Metro корпоративный антрополог и бизнес-тренер Марк Кукушкин, в жизни нередки случаи, когда у человека может быть высокий IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта. – Прим. ред.), но он невосприимчив к социальному окружению, к настроению окружающих.
Как рассказал Metro корпоративный антрополог и бизнес-тренер Марк Кукушкин, в жизни нередки случаи, когда у человека может быть высокий IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта. – Прим. ред.), но он невосприимчив к социальному окружению, к настроению окружающих.
Что же такое эмоциональный интеллект?
Сам интеллект в обычном понимании – это ум, разум, под ним имеют в виду способность к обучению и решению задач на основе опыта, объясняет Марк Кукушкин.
– Но тесты на IQ не способны спрогнозировать успешность человека в карьере. Бывает, что блестящий программист вообще не умеет общаться с окружающими, – отмечает специалист. – Эмоциональный интеллект – это способность идентифицировать свои чувства и чувства других, а также управлять своими и чужими чувствами. То есть это понимание и управление собой и другим человеком, распознавание своих и чужих состояний.
По мнению Кукушкина, обладание такой способностью очень важно на работе, когда перед сотрудником возникают вопросы, как не довести себя до перегорания, как управлять своей раздражительностью, гневливостью, а также как вдохновить себя, извлечь свою энергию по максимуму.
– Есть много популярных тестов EQ, – обращает внимание Кукушкин. – Но для профессионального измерения они недостаточны. Так, распространение получил тест Холла, в Сети он есть. По этому тесту результат свыше 14 баллов – высокий уровень EQ, 8–13 баллов – средний уровень. Но в других тестах показатели "хорошего" и "среднего" балла будут разными.
Проходящему тест Холла придётся отреагировать на утверждения в духе: «Я способен наблюдать изменение своих чувств», «Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица».
– В эмоциональном интеллекте нуждаются все профессии, связанные с людьми, с общением и со взаимодействием, они предполагают более высокую важность EQ, чем интеллекта формального, – говорит Кукушкин. – Можно сказать, что EQ не нужен бухгалтеру, работающему автономно, или программисту-аналитику, работающему с базами данных. И то, рано или поздно им всё равно придётся взаимодействовать с людьми.