Что стоит учесть на приёме у стоматолога и как понять, что перед вами недобросовестный врач

За последние месяцы стоимость стоматологических услуг выросла в разы – оправданно ли это на самом деле?
Что стоит учесть на приёме у стоматолога и как понять, что перед вами недобросовестный врач
Shutterstock
Хороший врач никогда не будет обвинять вас в том, что вы плохо ухаживаете за зубами.

Медицина сама по себе – это довольно дорогостоящая категория оказания услуг, и одним из лидеров здесь является стоматология. И к сожалению, одной из причин этого является довольно частое желание врачей-стоматологов нажиться на своих пациентах. Челюстно-лицевой хирург, имплантолог и пародонтолог Юлиана Романова рассказала Metro о "красных флагах", которые укажут на непорядочного врача.

"Когда началась спецоперация, стоматологи начали делать деньги из воздуха ещё больше, чем раньше. Цены в этой сфере повысились не потому, что подорожали расходники или работа техников, а потому, что некоторые недобросовестные врачи и клиники решили на этом поспекулировать. Реальные закупочные цены на оборудование и товары поднялись всего на 15–20%. Техники также подняли свой прейскурант не более чем на 10–15%. А то, что сами врачи-стоматологи подняли свой ценник в 3–4 раза, – это из желания нажиться на бедственном положении других людей", – рассказала эксперт.

Чаще всего сотрудники ДМС любят наживаться на удалениях и удаляют то, что не надо. Причина лишь в том, что лечение не входит в страховку, а удаление входит.
Shutterstock
Чаще всего сотрудники ДМС любят наживаться на удалениях и удаляют то, что не надо. Причина лишь в том, что лечение не входит в страховку, а удаление входит.

На что обратить внимание на приёме у стоматолога

"Чаще всего в стоматологии так называемый "развод на бабки", как бы парадоксально это ни звучало, встречается не в условиях частных клиник, а в государственных, которые работают по ОМС, а также в стоматологиях, где принимают пациентов по страховкам ДМС. В частных и сетевых клиниках такое встречается намного реже", – обратила внимание челюстно-лицевой хирург.

Запугивание пациента. Когда пациент приходит к доктору и врач начинает с того, что запугивает и использует такие выражения, как "А куда вы до этого ходили?", "Почему вы пришли так поздно?", "Всё очень плохо, нужно всё переделывать", то, скорее всего, перед вами врач, который хочет на вас заработать.

– Ни один адекватный доктор так говорить не будет. Во-первых, потому, что если пациент пришёл, то он уже молодец. Во-вторых, раз пришёл с проблемой, то он рассчитывает, что врач её решит, а не будет запугивать. В-третьих, когда пациенту говорят, что всё нужно переделывать (особенно если работа сделана 1–2–3 года назад) ещё до обследований и детального разбора, то это говорит об искусственном утяжелении диагноза.

Торг с пациентом – это крайне неприятный момент. Например, человек хочет поставить имплант и просит рассказать о разнице между швейцарским, корейским и отечественным. Хороший врач расскажет, что один более долговечный, второй – эстетически лучше выглядит и так далее.

– В пояснении должны фигурировать моменты, которые отличают одну систему от другой, а если разговор сводится к тому, что импортное лучше, а наше – плохое, то перед вами врач, который или не знает предмета разговора, или пытается на вас нажиться. А за импортное в нашей стране всегда готовы платить бОльшие деньги, так как оно считается лучшим. Но наличие бренда не спасает от низкого качества работ.

Оплата мимо кассы – это касается в большей степени ОМС и ДМС.

– После консультации пациенту обязательно составляют план лечения. За каждую манипуляцию из этого плана и пациент, и врач расписываются ещё до начала выполнения. Потому что в какой-то момент может добавиться допуслуга или, наоборот, что-то уйдёт из плана лечения. Если врач на словах говорит, что по плану у вас одно, а сделать он собирается другое и просит оплатить услугу мимо кассы, перед вами недобросовестный врач. К тому же если что-то пойдёт не так – вы не сможете ничего доказать без документа.

Оказание заведомо не подходящей или некачественной услуги и последующее её переделывание. 

– Врач-аферист может долго делать вид, что лечит зуб, ищет канал 5-6 посещений (который на деле находится за один раз), а потом этот зуб просто удаляет и ставит имплант. Хотя по факту зуб пришёл в негодность именно из-за постоянного вмешательства и изначально его можно было сохранить.

Если стоматолог объясняет разницу между расходниками в том ключе, что импортное – хорошее, а отечественное – плохое, то лучше откажитесь от лечения у него.
Shutterstock
Если стоматолог объясняет разницу между расходниками в том ключе, что импортное – хорошее, а отечественное – плохое, то лучше откажитесь от лечения у него.

Наличие всего одного варианта лечения. Очень редко бывают случаи, когда можно сделать только что-то одно с зубами. 

– Удаление и имплантация – это далеко не единственный вариант для решения даже сложных задач. Поэтому врач должен проговаривать с пациентом все возможные варианты, в том числе и временные.

Дополнительные услуги, которые оказываются в процессе лечения, и пациент узнаёт об этом уже после операции.

– Это могут быть как мелкие услуги вроде наложения швов, так и работа, которая увеличит чек в два раза. Всё, что происходит во время операции, идёт под ключ и дополнительных доплат не требует.

Увеличение стоимости работ из-за статуса врача. 

– Когда это прописывается при консультации – это одно, а если в процессе лечения вам заявляют, что услуга будет стоить на 20–30% больше из-за того, что её оказывает кандидат медицинских наук, – это "наваривание" на пациенте. Кандидаты и доктора медицинских наук – это не врачи-клиницисты, которые имеют большой опыт работы, они просто защитили узкопрофильную диссертацию. Это не делает их хорошими хирургами или ортопедами.

Требование оплаты расходных материалов при гарантийном оказании услуги.

– В стандартном договоре должно быть прописано, сколько длится гарантийное обслуживание, а также два варианта решения проблемы – возврат средств за проведённую ранее неудачную операцию или переделка за ту же сумму без доплаты сверху.