![Что сейчас происходит в экспедиции Фёдора Конюхова, как он ест и спит в океане](https://static.gazetametro.ru/media/20250212110232/d698517a2326adce8ba33e530817a8bd88bc4af101b4912ae5f9163f97ccfa37.jpg)
Какой маршрут у Фёдора Конюхова
Российский путешественник в ночь с 10 на 11 февраля пересёк Южную Атлантику (южная часть Атлантического океана) по самому сложному и опасному маршруту. Его вёсельная лодка "Акрос" пересекла 20 градусов восточной долготы (мыс Игольный, ЮАР) и вышла в Индийский океан.
– Уникальность перехода заключается в том, что ещё никому в мире, кроме Фёдора Конюхова, за всю историю океанской гребли не удавалось преодолеть Атлантический океан в "ревущих" сороковых и "неистовых" пятидесятых широтах, – объяснил Metro Станислав Бычков, координатор Международного центра путешествий Фёдора Конюхова. – Теперь за Россией сразу несколько рекордов: сам факт перехода, а также время – 68 дней, пройденное расстояние – 7045 км и возраст гребца – 73 года. Данных о каких-либо попытках совершения подобного вёсельного перехода в этих широтах, тем более успешных, в открытых источниках нет. Полагаем, это достижение будет ещё долго непревзойдённым. Но экспедиция на этом не заканчивается – впереди Индийский океан. За маршрутом мореплавателя можно следить в реальном времени.
Свою нынешнюю экспедицию Конюхов начал 5 декабря 2024 года от мыса Горн и уже находится в одиночном плавании 69 суток. Он побывал в эпицентре шторма, его лодку несколько раз переворачивало. По плану всё путешествие должно занять у путешественника примерно 200 дней. Ему предстоит добраться до мыса Луин (Западная Австралия), а это 4200 морских миль.
![Такой путь в одиночку на вёсельной лодке Фёдор Конюхов уже преодолел.](https://static.gazetametro.ru/media/20250212120244/2edd06a3-c1d6-4b3a-a3ed-0a236a31b6d5.jpg)
Что ест и как спит Фёдор Конюхов в экспедиции
По словам нашего собеседника, рацион мореплавателя состоит из сублимированных продуктов – обезвоженные мясо, птица, рыба в сочетании с различными крупами, всё упаковано в фольгированный вакуумный пакет:
– Концентрат заливается кипятком и через 10 минут готов к употреблению. В сухом виде масса одной порции составляет 130 г, в готовом порядка – 500 г. Фёдор ничего не выбрасывает в океан – упаковки хранятся на лодке и будут утилизированы по прибытии в порт назначения. Запас пресной воды пополняется за счёт бортового опреснителя. Из добавок разве что рыбий жир и различные соусы, типа табаско или соевого для разнообразия вкуса приедающихся рационов, суточная калорийность которых превышает 8000 ккал. Пару раз удалось поймать и приготовить небольших кальмаров. В штормовых условиях приготовление кипятка опасно, поэтому Фёдор переходит на сухой паёк и воду. Иногда такая диета по погодным условиям длится несколько суток.
В последние несколько недель сон у Фёдора Конюхова преимущественно прерывистый, он спит по 15–20 мин. раз в несколько часов.
– На лодке есть рулевое устройство, способное выдерживать определённый курс, пока гребец работает на вёслах или отдыхает. В относительно хорошую погоду можно лечь в дрейф на несколько часов и поспать, – объясняет координатор экспедиций Конюхова. – В нормальных условиях работа на вёслах с перерывами занимает до 15 часов в день. Остальное время уходит на работу с навигационными приборами, общение с береговым штабом, отдых, приготовление пищи и ведение дневника.
Лодка Конюхова побывала в эпицентре шторма
– Самочувствие Фёдора хорошее, на здоровье он не жалуется. Сказывается значительный опыт одиночных морских экспедиций и отличная физическая форма, – рассказывает собеседник Metro. – В штабе экспедиции подсчитали, что в качестве океанского гребца Фёдор Конюхов провёл в различных океанах за карьеру в сумме 428 дней, и эта цифра продолжает расти. Всего же в одиночестве в морских экспедициях Фёдор находился в сумме более 5 лет. Сейчас он провёл в Южной Атлантике чуть больше двух месяцев, а весь переход до Австралии займёт ещё 3 месяца.
![Фёдор Конюхов пересёк Атлантический океан и плывёт по Индийскому.](https://static.gazetametro.ru/media/2025021213024/159bffc495178b0f8506b781e5178b03bf4550ef7f2e9e7739c19f50e5169f07.jpg)
Береговая команда проекта мониторит обстановку вокруг лодки "Акрос" в радиусе 1000 миль на предмет любых изменений погоды и нахождения коммерческих сухогрузов (контейнеровозов), чей курс пересекает курс лодки Конюхова. Поэтому вся необходимая информация поступает к путешественнику заблаговременно, неожиданности исключены.
К сожалению, как уточняет Станислав Бычков, проблемы тоже возникают:
– 3–4 февраля лодка попала в сильный 10-бальный шторм. Волны достигали 8–10 метров, скорость ветра на порывах превышала 100 км/ч. Добавьте к этой картине ночь, обильные осадки, отсутствие сна и горячего питания (в шторм это невозможно). В такой обстановке основная опасность – это переворот лодки, когда она становится бортом к волне или опрокидывается через нос или корму. Таких "оверкилей" произошло порядка 20, повредился ветроуказатель, одна из антенн связи, вышел из строя спутниковый телефон. Когда погода позволила, Фёдор заменил ветроуказатель на запасной, наладили связь по резервным каналам. Критических поломок, препятствующих дальнейшему продолжению экспедиции, удалось избежать.
По словам координатора, Фёдор Конюхов идёт по графику. Экспедиция совершается полностью автономно – без внешней поддержки. У путешественника есть только спутниковая связь со Штабом в Москве.
– Фёдора никто не сопровождает. Это просто невозможно технически. С 5 декабря он разошёлся в океане с несколькими азиатскими сухогрузами, общались по радио с расстояния в несколько миль, – добавляет Станислав Бычков. – Также 6 февраля к нему однократно подходило научно-экспедиционное судно "Академик Фёдоров" на расстояние прямой видимости. Ледокол шёл из Кейптауна в Антарктиду, и курсы судов пересеклись. Произошёл контакт по радио.