Инфантильность способна убивать
Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук, руководитель отдела медицинской психологии ФГБНУ "Научного центра психического здоровья".
Некоторое количество исследований позволяют сказать, что агрессия в подростковой среде увеличивается. Первая причина заключается в инфантильности нынешних подростков. Это такие дети, желающие играть и получать удовольствие, поэтому любое препятствие, возникающее перед ними, воспринимается как угроза. Папы и дедушки нынешних подростков были в их возрасте гораздо более взрослыми. Но я хочу подчеркнуть, что это относится не ко всей молодёжи, большая её часть вполне адекватно адаптируется к существующей реальности. Вторая причина – общая ситуация неопределённости, связанная в том числе с коронавирусом. Кроме того, ощутимую роль играют СМИ и кино, где постоянно присутствует насилие. Если говорить о педагогах, то с их стороны не хватает более внимательного отношения к детям. При этом педагоги здесь играют гораздо более серьёзную роль, чем родители, поскольку те привыкают к своему ребенку и уже не обращают внимания на его маленькие странности. Учителя также должны обращать внимание на мнение одноклассников, которые видят, что подросток изменился и стал странным. Но на самом деле это всё благие пожелания. Поскольку пока школа из места образовательных услуг не превратится в нечто большее, претензии к учителям должны быть снижены. Нынешний педагог пришёл, прочитал урок, провёл контрольную и ушел. Влезать в душу ребенку сегодня не входит в задачу учителей, они делают это сегодня, скорее, по инерции.
Буллинг питается безразличием
Илья Слободчиков, доктор психологических наук, подростковый психолог
В головах у подростков сегодня творится разруха. Проблема в том, что с одной стороны, для подростков бурное течение эмоций и, в том числе, агрессия – это нормальная история, а с другой – сегодня у нас просто нет механизмов, которые могли бы эту агрессию уравновесить. Началась вся эта история с распада СССР, когда у взрослых людей исчезла почва под ногами и понятие “завтрашний день” просто растворилось. После этого резко начал расти уровень тревожности, которая переросла в общественное напряжение, отразившееся на сфере воспитания детей. Так что сложившаяся ситуация накапливалась постепенно и связана она с разбалтыванием механизмов контроля: сначала утратилось взаимодействие между слоями взрослых, а потом между взрослыми и детьми. Таким образом, взрослые занимаются сегодня своими делами и уровень их разобщённости с детьми находится на невероятном уровне. Все события, которые происходили в Казани, Перми или Серпухове взаимосвязаны между собой. И абсолютно точно, что нынешний случай не последний. Потому что когда один подросток понял, что таким образом можно выражать накопившуюся злобу или ненависть, пошла цепная реакция, ведь “меня тоже не любят, гнобят, травят и так далее”. Также стоит отметить, что когда речь идёт о травле ребёнка сверстниками, нужно понимать, что буллинг – явление, которое формируется последовательно и говорит, первым делом, о педагогической несостоятельности. Буллинг возникает там, где педагог не наблюдает за классом и не может понять, что в нём происходит, а директор не может педагогов организовать. Конечно, колоссальное значение имеет роль семьи, поскольку когда у подростка благополучные отношения с родителями, они сумеют увидеть признаки неблагополучия в его поведении, а тот сможет вовремя обратиться к ним за помощью.
Ограничения дают обратный эффект
Илья Хломов, подростковый психолог
Я не могу сказать, что за последнее время у подростков увеличился уровень агрессии. Скорее, выросло общее напряжение в обществе, ограничение возможностей и свободы во взаимодействии с миром. При этом возможности со стороны подростков донести что-либо до взрослых остались на прежнем уровне. Ограничения связаны как с коронавирусом, так и с политической ситуацией, когда, например, идут непонятные нападки на тех же рэперов, а также когда люди перестают понимать, про что можно шутить, а про что нет, что можно говорить, а что запрещено. Таким образом, молодой человек не может быть понятым и не может изменить ситуацию, поэтому выбирает путь мести. Из-за этого и происходят шутинги. Если дело происходит в религиозных школах, то они обычно довольно догматичны и обладают жёсткой внутренней структурой, не смотря на трансляцию внешней мягкости. Порекомендовать родителям можно только искать контакт с ребёнком, разговаривать с ним. Родители должны понять, что люди разные и у них могут отличаться интересы, что их ребёнок может быть не таким, как они хотят. Доступность самого оружия, с одной стороны, позволяет подростку им воспользоваться. Но с другой стороны, человек может точно так же прийти с кухонным ножом и порезать людей. Ведь отсутствие оружия не уменьшает напряжение и страдание, из-за которого подросток “взрывается”.
Читайте также