
На фоне повреждения в рождественские праздники кабелей связи в Балтийском море командование НАТО заявило о начале операции "Балтийский часовой".
В качестве первой её фазы в январе в акваторию Балтики были направлены два корабля альянса, которые должны будут обеспечивать сохранность находящейся там инфраструктуры. При этом только этим страны – участницы объединения не ограничатся, в уже заявленных планах альянса фигурирует также отправка в Балтийское море фрегатов, патрульных самолётов и небольшого флота военно-морских беспилотников. Всё это станет очередным шагом к увеличению присутствия альянса в соседствующей с Россией акватории.
При этом, как рассказал Metro заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, кандидат исторических наук Евгений Семибратов, такое поведение стран – участниц альянса может иметь и более глубинные цели.
– Я бы не стал исключать вариант, что к повреждению кабелей на дне Балтийского моря причастны сами страны НАТО. И эта история напоминает 1 сентября 1939 года, когда нацистская Германия искала повод для начала активных военных действий против Польши, так называемый захват немецкой радиостанции. Тогда немецких уголовников переодели в польскую военную форму и тем самым Германия на весь мир закричала о том, что она подверглась нападению со стороны Польши, – пояснил эксперт.
По его словам, тогда данная ситуация стала поводом для начала полномасштабного конфликта на европейском континенте, а именно Второй мировой войны. Как отметил политолог, сейчас западные страны могут придерживаться той же тактики. Особенно на фоне включения в состав альянса новых членов, что сильно повлияло на восприятие странами-участницами территориальных границ объединения.
– НАТО в данный момент рассматривает Балтийское море как исключительно свою внутреннюю территорию. И, соответственно, страны – участницы альянса считают возможным ограничение транзита российских товаров, грузов и Военно-морского флота из данного региона, – уточнил он.
Как подчеркнул Семибратов, любые попытки помешать российским кораблям вести транзит ресурсов в регионе под флагами третьих стран является в рамках норм современного права пиратством. Однако даже это едва ли скажется на внешней политики альянса.
– НАТО это не остановит, и на фоне этого имеющаяся наша морская портовая инфраструктура в Балтийском море теряет своё стратегическое значение. В то же время задержание на незаконных основаниях судна под российским флагом, что тоже нельзя исключать, является откровенным казус белли (поводом для начала войны. – Прим. ред.), – добавил он.
Политолог также уточнил, что поводом для конфликта может послужить факт необходимости контроля Россией Балтийского моря для эффективного обеспечения транзита грузов через эту акваторию. Однако пока этот сценарий маловероятен.