— Трещина возникла в процессе консервации, а чёрные шрамы с краю — следы лесных пожаров. Скорее всего, низовых, когда весной горит листва. В конце VIII века, где-то в районе 793 года, видимо, были очень сухие вёсны, и дерево пострадало, — объясняет журналистам Евгений Авдеенко, один из кураторов выставки “Щит России” .
Речь о фрагменте бревна, раскопанного археологами в августе прошлого года на месте Рюрикова городища в Великом Новгороде. Мы стоим перед его спилом, на котором хорошо видны годичные кольца, по ним можно установить возраст дерева. Учёные подсчитали: этому дубу было 152 года. Но оказывается, по некоторым спилам можно точно вычислить и "годы жизни" дерева. Наш дуб — как раз такой случай.
Археологи пришли к выводу, что дерево срубили для постройки оборонительной крепости в 862 году — в тот самый год, когда, согласно "Повести временных лет", на княжение в Древнюю Русь призвали Рюрика. Тянет на сенсацию, учитывая, что достоверных артефактов, относящихся непосредственно к Рюрику, нет, да и сам он не до конца прояснённый исторический персонаж.
Самое раннее упоминание о нём встречается в "Повести временных лет", а точнее — в Лаврентьевской летописи, это 1377 год. Но до сих пор у историков нет фактических сведений о Рюрике: более или менее ясно, что, судя по имени, он был из Скандинавии, то есть варягом, а вот насчёт дат и места правления принято полагаться на летописную легенду. В любом случае от него повелась династия Рюриковичей, первых русских князей.
Выставка фокусируется не на личности, а на деяниях Рюрика и разворачивается в сюжет об истории российских военных крепостей, первой из которых теперь будет считаться эта, Рюриковская, где была раскопана деревянная конструкция, с точностью до года определён возраст брёвен и, соответственно, время сооружения крепости.
Дуб — современник Рюрика, Рюрик — реален, в начале Руси была крепость: всё звучит завлекательно. Но возникает вопрос: как с точностью до года удалось установить возраст дерева?
В подклете Старого Английского двора на него отвечает главный экспонат — спил дуба, пояснительные тексты и видео на экранах: кадры раскопок, научные исследования, пояснения археологов, таймлайны исторических событий.
Тут зрители узнают о дендрохронологии — научной дисциплине, изучающей возраст деревьев. Ведь к исследованию брёвен раскопанной крепости привлекли дендрохронологов — специалистов по годичным кольцам древесины. Их возраст устанавливают путём сопоставления с уже известными образцами.
Так, в одном из колец нашего дуба обнаружили следы повышенной активности радиоуглерода (углерода-14), а это — свидетельство так называемого события Мияке (по имени открывшей его японской учёной Фусы Мияке), когда из-за аномальной вспышки на Солнце резко повысилась концентрация углерода-14 в атмосфере Земли. Последствия этой вспышки зафиксировали в кольцах японского кедра, относящихся к 774 и 775 годам, а теперь — в дубе из Великого Новгорода.
— Вся цивилизация, в которой мы живём, началась с этого предмета, — говорит Авдеенко о выставленном спиле. Понятно, что это скорее фигура речи и роль дуба в истории несколько преувеличена. Но, с другой стороны, обнаруженные на раскопках фрагменты оборонительной крепости (частью которой являлся данный дуб) дали повод по-новому рассказать о защите российских рубежей и расширении границ, начиная со времён Древней Руси.
Спил дуба на выставке окружают истории крепостей, которые когда-то принадлежали другим государствам, а затем стали российскими, — например, в Дербенте (VI в.), Судаке (VII в.) и далее — в Казани (XII в.), Кёнигсберге (XIII в.). На экранах — отрывки из фильмов об этих крепостях, их захватах и оборонах.
В схемах и текстах перечислены события мировой истории, совпавшие с "годами жизни" дуба: принятие иудаизма Хазарским каганатом, битва при Пуатье, Седьмой Вселенский собор, Карл Великий становится императором Запада. Но и у нас историческое событие: как подсчитали дендрохронологи, дуб пророс из жёлудя в 710 году, чтобы спустя полвека стать частью оборонительных сооружений.
А ещё спустя 1160 лет прославить имя Рюрика, который, получив власть, первым делом принялся строить (ну или поновлять) крепость у истока реки Волхов. Да и брёвна были выбраны с умом: так отлично сохранились, что хоть читай по их кольцам мировую историю.