Что нужно знать трудовому мигранту на территории России

Автобус от станции метро "Лесопарковая" до Миграционного центра Сахарово ходит ежедневно. Но в ноябре на этом маршруте можно попасть на необычный рейс – прямо в автобусе проходят встречи со специалистами в сфере трудовой миграции
Что нужно знать трудовому мигранту на территории России
/ Александр Курковский
Несколько специальных рейсов с консультациями для мигрантов ежегодно проходит в ноябре

– А я вас помню, в прошлом году уже возил! – приветствует делегацию водитель автобуса. 

Такие рейсы проходят не первый год в рамках проекта правительства Москвы. На информационных встречах специалисты рассказывают о том, как не стать "нелегальным мигрантом" и что нужно знать о действующем законодательстве РФ.  

– Первое ваше действие – это получить регистрацию. И очень важно, чтобы это была регистрация по месту вашего фактического проживания. Именно из-за отсутствия регистрации и начинаются все основные проблемы, – объясняет юрист и консультант по миграционным вопросам Дилшод Туйчиев. – Если это хостел, вы можете получить регистрацию в хостеле, если снимаете – собственник тоже обязан временно вас зарегистрировать.  

К слову, сделать это сейчас стало намного легче – через "Госуслуги". А вот в случае отказа, по словам специалиста, собственника жилья может ждать уголовная ответственность.  

Вторая, по словам консультанта, вещь, на которую обязательно стоит обратить внимание, – официальное трудоустройство. И здесь он предупреждает о двух возможных вариантах договора: трудового и гражданско-правового характера. Конечно, стоит выбирать первое, поскольку в условиях договора по схеме "исполнитель-заказчик" разобраться бывает непросто и часто в итоге мигранты остаются без обещанной заработной платы.  

Но кроме основных вопросов о регистрации, трудоустройстве, правилах уплаты налогов и получении медицинской помощи специалисты касаются и более деликатных вопросов – неформальных правил пребывания в Москве.  

– Бывает, я не скажу, что очень часто, но бывает мы перебарщиваем. И из-за 3–5% людей складывается всё мнение о мигрантах! – объясняет он. – И если вы видите своего друга, который ведёт себя не совсем подобающе, одёргивайте его. И по поводу разговоров по телефону... Я понимаю, что многие из вас редко видят родных, скучают, но, пожалуйста, не надо громко разговаривать по видео­связи в общественных местах, купите наушники. Ну здесь так принято! – объясняет он.  

После у пассажиров автобуса появилась возможность задать вопросы. В основном их интересовало, как правильно оформить регистрацию на "Госуслугах", получить ВНЖ и правильно платить налоги. 

  • Для трудовых мигрантов работает телефон бесплатной горячей линии, где их могут проконсультировать в том числе и на их родном языке.  
  • На линии работают операторы со знанием узбекского, киргизского, таджикского и азербайджанского языков. Звонки принимаются ежедневно с 8:00 до 20:00. Телефон: +7(495)539-25-20.  
  • В рамках данного проекта трудовые мигранты могут получить ответ на более чем 200 уникальных вопросов, расписанных с учётом специфики следующих стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.   
  • Также существует система приёма электронных обращений от иностранных граждан: info@ic-migrant.ru.  
  • Для трудовых мигрантов круглосуточно работает и чат-бот. Консультацию в нём можно получить на русском, узбекском, киргизском, таджикском, азербайджанском и молдавском языках.   
  • Чат-бот работает на информационном портале для трудовых мигрантов migrant-msk.ru и мигрантамомоскве.рф.  
  • Также чат-бот доступен в мессенджере "Телеграм" по ссылке: t.me/MSK_MIGRANT_BOT.