Для европейского человека Корея, как и Япония или Китай, представляется совершенно непонятным и удивительным миром. В корейской культуре есть много вещей, которые непросто понять людям, не погруженным в среду, и это, в свою очередь, мешает полноценно воспринимать искусство, особенно – кино. 11 февраля на ТВ-3 стартует одна из самых популярных дорам в мире – "Бессмертный. Романтическое заклятие" (известно в России также как "Гоблин" или "Токкэби"). Автор перевода этого сериала с корейского языка Владислава Саранцева рассказала, что важно знать, чтобы правильно понять любой сюжет в корейском кино.
Сколько тебе лет?
Первый момент, который обычно удивляет незнакомых с корейскими традициями людей, связан с возрастом. В Корее возраст человека рассчитывают не так, как во всём остальном мире. Корейцы учитывают 9 месяцев эмбрионального развития, и с наступлением нового календарного года автоматически добавляют к реальному возрасту человека ещё один дополнительный год – даже если до его дня рождения остаётся ещё много месяцев. Такая система расчёта возраста придумана, чтобы не путаться, когда знаешь год рождения человека.
К примеру, главная героиня дорамы "Бессмертный. Романтическое заклятие" Чжи Ын Так говорит, что ей 20 лет, но на самом деле она ещё школьница, а выпускной класс в Корее заканчивают в 18 лет. По привычному для нас исчислению ей действительно сейчас 18, но она добавляет к этому числу 9 месяцев, проведённых в утробе матери, и получается 19. Так как день рождения у неё только в сентябре, она приплюсовывает себе ещё год – и получается 20.
Уважение к старшим
Вторая особенность культуры, которую важно учитывать, чтобы правильно понимать корейский менталитет, – особенное уважение к старшим. Возраст, а также социальное положение человека для корейцев имеет очень большое значение. Главный герой дорамы "Бессмертный. Романтическое заклятье" – это бессмертный демон токкэби, которому больше 900 лет. Наверняка западному зрителю может показаться странным, что Чжи Ын Так, которой суждено стать его избранницей, обращается к токкэби на вы – даже несмотря на то, что они состоят в романтических отношениях. Корейский зритель вообще не обратит на это внимания.
Читаем наклоны головы
Для корейцев также очень важны приветствие и благодарность. Слова приветствия, а также слово “спасибо” произносятся с наклоном головы. При этом степень наклона зависит от старшинства каждого из беседующих. Этот жест и его оттенки сразу бросаются в глаза привыкшему зрителю.
Женственность превыше всего
Ещё одной особенностью, которую важно учесть, чтобы понять как кино, так и любое другое корейское искусство, – очень своеобразные стандарты красоты и консервативное отношение к женственности. Идеалом считаются миловидные стройные девушки с определёнными чертами лица и пропорциями тела. Тема женственности со всей её спецификой в корейском обществе хорошо раскрывается в корейском сериале "Силачка До Бон Сун".
Обуви здесь не место!
Корейцы традиционно сидят, едят и спят на полу. При входе в корейский дом принято снимать обувь и оставлять её за порогом. Ни один воспитанный кореец, неважно, вырос он в городе или в деревне, ни за что не пройдёт внутрь дома в обуви – это значит проявить высшую форму неуважения к хозяину. Такие детали домашнего быта корейцев хорошо раскрываются, например, в фильме "Паразиты".
Вечеринки на полную катушку
Считается, что корейцы, как японцы и китайцы, очень много работают, но, когда появляется свободное время, отдыхают на полную катушку. В Корее любят шумные и весёлые тусовки с друзьями, и на таких вечеринках обычно не бывает недостатка в алкоголе. Отказ от участия в посиделках может восприниматься как оскорбление. Корейские вечеринки с их особенностями взаимоотношений хорошо показаны, например, в дораме "Наследники".
Яркость
Несмотря на трудоголизм и – местами – консерватизм корейцев, их культура несёт в себе милую, невинную атмосферу. Корейцы вежливы и дружелюбны, молодёжь обычно ярко и стильно одевается, но это никого не шокирует. Поэтому выглядеть "весело" в корейском фильме или сериале может даже трагический герой, скрывающий свои душевные страдания за привычным для окружающих милым и позитивным образом.