![Что мешает самозанятому расти и развиваться и как это преодолеть](https://static.gazetametro.ru/media/2025020419024/7de367ca-3d68-4489-b1eb-a3323481aca7.jpg)
– Самозанятый – человек, который всё делает сам, – шьёт или готовит тортики, находит клиентов, организует доставку, ведёт финансы и бухгалтерию, – рассказывает Александр Линёв, консультант по вопросам управления. – Свой продукт он создаёт с любовью, легко может угодить постоянному заказчику и сделать что-то особенное для него. При этом он не может заранее подготовить выкройки и закупить много материалов, так как одному заказчику понравятся одни ткани, а другому – другие. Не может делать скидки, потому что это никак не увеличит объём производства. Не может сделать больше товара и уменьшать расходы, так как пострадает качество. Всё это большие препятствия для масштабирования.
Специалист добавил, что премиальные клиенты на вес золота, и если самозанятый не владеет основами премиального маркетинга, то у него будут сложности и с поиском клиентов, и с продажами.
– У самозанятого, как правило, нет опыта прямых продаж или переговоров, и он обычно пытается продавать на своей харизме и авторитете, – продолжает рассказывать о проблемах эксперт. – Но если он будет продавать свой премиальный продукт напористо, как продают массовые товары, продаж не будет.
HR, финансы и бухгалтерия – тоже на самозанятом, и справляется с этой нагрузкой он обычно не очень качественно.
– Это приводит к потере фокуса, страхам и неуверенности в себе и своём деле, – объясняет эксперт. – Всё, кроме возможности произвести качественный продукт, у самозанятого находится в зачаточном состоянии. Все задачи он выполняет одновременно. Это приводит к выгоранию и закрытию бизнеса, если нет плана, как перейти на следующий уровень. Поэтому 5 из 10 таких проектов и закрываются.
Чтобы избежать выгорания и закрытия бизнеса, эксперт рекомендует ввести жёсткий тайм-менеджмент.
– Вечером вы включаете роль руководителя, подводите итоги дня и ставите подчинённым задачи на следующий день. А утром, как подчинённый, чётко выполняете все задачи не рассуждая, – объясняет Александр Линёв. – Также из роли руководителя вы определяете роли, которые выполняете, – продажи, маркетинг, менеджмент. И составляете расписание, например, в понедельник час вы работаете как маркетолог, потом 2 часа занимаетесь продажами, потом – 2 часа продуктом.
Также эксперт советует в ежедневное расписание вписывать повседневные задачи: пойти к врачу, забрать ребёнка из детсада, заняться спортом – они точно так же важны, как и бизнес-задачи.
– Чтобы научиться управлять другими людьми и перейти на следующий этап – предприниматель с помощниками, нужно научиться фокусироваться, – говорит эксперт. – Это самая сложная задача для самозанятого. Фокусировка должна стать привычкой. Нужно понять, как это делать, начать применять и сделать это регулярным действием.
По словам специалиста, самозанятому также нужно заниматься еженедельным целеполаганием и ежедневным планированием.
– Если вы это освоите на себе, с лёгкостью сможете планировать работу других людей, – обещает эксперт. – А если будете ежедневно подводить итоги, то натренируете личную эффективность и продуктивность и в дальнейшем сможете помочь с этим подчинённым. А продуктивность невозможна, если вы не будете следить за уровнем своей энергии. Придумайте мантру, которая будет вас зажигать, и зачитывайте её каждое утро. Например: "Я классный. Мой продукт классный. Мои клиенты классные. Жизнь хороша. Мой успех зависит от меня. Я сам ни от кого не завишу. Я свободен и даже немного богат".
Чтобы перейти на следующий уровень – предприниматель с десятью помощниками, вам нужно продавать в 10 раз больше, иначе вы не сможете оплачивать работу этих людей, добавил эксперт. Для этого нужно не только быть сфокусированным и продуктивным, но и досконально знать свою целевую аудиторию и изучить конкурентов, которые продают похожий, но более массовый продукт. И подготовить ресурсы, чтобы вы могли быстро выполнить в 10 раз больше заказов.
– Масштабирование – это способ обрести больше свободы и больше денег, – обещает эксперт. – Наконец-то вы сможете уехать на неделю в отпуск, так как за вас будут работать сотрудники. Да, они будут работать не так качественно, как вы, но вы точно получите больше свободы.
Читайте также: Как бесплатно раскрутить телеграм-канал в 2025 году