Что грозит москвичу, который перевёл педагогу 200 000 рублей ради аттестации дочери

После того как дочь-студентка завалила экзамен, отец решил ей помочь и перевёл 200 000 рублей преподавателю по номеру телефона. Тот обратился в полицию. Чем это грозит неравнодушному отцу, выясняло Metro
Что грозит москвичу, который перевёл педагогу 200 000 рублей ради аттестации дочери
Lebedko Inna / Shutterstock
Хотел помочь дочери, но способ был выбран, мягко скажем, неудачный.

Как сообщает АГН "Москва", студентка юридического факультета одного из столичных вузов не смогла сдать экзамен по одному из своих предметов. Девушке грозило отчисление, и она поделилась проблемой со своим отцом, который решил взять дело в свои руки.

Найдя номер преподавателя, принимавшего экзамен, мужчина связался с ним и в ходе разговора тот подтвердил, что оценка девушки – "неудовлетворительно". Похоже, что беседой убедить педагога пересмотреть своё решение и поставить нужную отметку в зачётку не удалось, поэтому отец студентки стал действовать иначе, а именно перевёл на карту преподавателя 200 тысяч рублей по номеру телефона, а затем прислал в мессенджер чек о переводе с просьбой "решить вопрос".

Преподаватель не растерялся, вернул деньги отправителю и вместе с имеющимися данными пришёл в полицию. Москвичу предъявили обвинение по п. "б" ч. 4 ст. 291 УК РФ ("Дача взятки должностному лицу в крупном размере"). Обвиняемый отрицать свои действия не стал и признал вину.

Как отмечает юрист Денис Хмелевской, в данном случае обвиняемому грозит от 7 до 12 лет лишения свободы.

– Других вариантов здесь нет, поскольку передачу денежных средств преподавателю, принимающему решение о госаттестации студентки, нельзя квалифицировать иначе как взятку. Однако правоведы расходятся во мнении, является ли преподаватель в таком случае должностным лицом. С одной стороны, согласно статье 285 УК РФ, должностное лицо имеет организационно-распорядительные функции, но многие считают, что преподаватели такими функциями как раз не наделены, – объясняет юрист. – Как отметили мои коллеги, бывшие следователи СУ МВД РФ, если речь идёт о негосударственном вузе, то дело может быть переквалифицировано на коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Ответственность в таком случае существенно ниже – от 3 до 7 лет лишения свободы. Считаю, что отцу студентки не следовало признаваться в том, что не так очевидно – это всё равно что сознаться в убийстве, которого не было, но быть осуждённым за него. Не всё так однозначно и многое в этом деле будет зависеть от судьи.

Решать проблемы своих детей нетрадиционными способами столичные родители пытаются и в школах. Андрей (имя изменено по просьбе героя) несколько лет работал в одном из столичных учебных заведений, входившего в топ-500 школ города, и поделился с Metro своей историей.

– Школа считалась чуть ли не элитной в нашем районе, поэтому нередко встречались родители, считавшие учителей обслуживающим персоналом. Чаще всего конфликты происходили из-за оценок. Однажды ко мне пришла мать одной из учениц 9 класса, у которой по моему предмету выходила тройка за год. Женщину такой расклад не устроил и она пришла с требованием повысить дочери оценку, мол, нам для поступления в колледж надо выше балл и вообще вам жалко, что ли, – рассказывает Андрей. – Я отказался, поскольку и так поставил тройку больше из жалости, по знаниям там надо было ставить кол. После отказа мать начала кричать на меня, угрожала пойти к директору, устроить разнос и написать на меня заявление во все прокуратуры мира, из-за чего меня уволят с позором. Но справляться с такими ситуациями меня к тому моменту коллеги уже научили.

В ответ на угрозы молодой учитель предложил женщине альтернативу – он, как учитель, пишет отказ от ученицы, затем её направляют на независимый экзамен в специальном центре. Там по итогу комиссия беспристрастно оценит знания девочки и поставит оценку, на которую уже не смогут повлиять ни он сам, ни администрация школы. Женщину такой вариант не устроил и она со скандалом покинула кабинет, однако ни с какими проблемами, обещанными ему, он так и не столкнулся.