![Что делал Алексей Рыбников в индийских банях и кого коснулась благодать крыла орла](https://static.gazetametro.ru/media/20250202150236/2de58a487ccc13d3d78c71c12f932edd64bff1195137a633896462a0aef897c8.jpg)
Лучшие друзья девушек и борьба с иностранным влиянием
В подъезде первого павильона "Мосфильма" с его вполне будничными раздевалками ничто не намекало на праздник, кроме красной ковровой дорожки и облепивших её, как пчёлы улей, фотокорров и телевизионщиков. Пока “Золотой орёл” с наполовину малахитовым крылом строго блестел позолотой на бившихся за места у края красной дорожки фотографов, на ней началось движение.
– Сейчас придут колье и серьги, – наставлял своего фотографа молодой человек в чёрной рубашке. – А вон там идёт кольцо.
Кольцом оказалась актриса Юлия Хлынина, наряд которой буквально воплощал известную гиперболу – декольте до пупа.
– Вы из ювелирной компании? – смело поинтересовалась я у юноши, кивнув на список с именами актрис и названиями украшений, который мерцал с его планшета.
– Не “из”, а “от”, – блеснул он знанием торгового жаргона.
– И сколько актрис сегодня в ваших камнях? – не сдавалась я (на моей стороне был Ожегов).
– Этого я вам сказать не могу, – недовольным голосом процедил он, смерив меня оценивающим, как потенциального грабителя, взглядом и скрылся от греха подальше.
![Сверкание брилилантов и гостей перед началом церемонии вручения XXIII Национальной премии в области кинематографии "Золотой орёл". Актриса Софья Каштанова.](https://static.gazetametro.ru/media/20250202180212/8ab28d67885ae0f1efc51039346149c58be9cf3b38546df54eea526b8cc6653b.jpg)
Потолок в легендарном первом павильоне "Мосфильма", где проходила церемония, переливался сотнями огней, вдоль стен спускались гигантские бумажные фонари. Пока актрисы шуршали кринолинами вдоль рядов, телевизионщики пытались записать стендап.
– В этом году на премию Золотой Глоб… Ой! – боролись с въевшейся зависимостью от иностранного кино корреспонденты.
Оркестр на сцене ударил по струнам.
– Просим всех занять места в зале, – раздался призыв, и беготня мимо мелькающих смычками музыкантов ускорилась. На сцене появился помощник Президента России Владимир Мединский. Зависимостью от иностранного кино он, в отличие от журналистов, не страдал.
– Вы знаете, я очень люблю кино и много его смотрю, и недавно поймал себя на мысли, что мне не хочется смотреть последние зарубежные фильмы, – сказал как отрезал Владимир Ростиславович и доказал, что он такой не один: кинопрокатчики уже вышли по сборам на доковидный уровень, причём почти исключительно на отечественном продукте – 90% зрителей смотрят наше кино.
![Владимир Мединский перестал смотреть зарубежное кино.](https://static.gazetametro.ru/media/20250202180216/eb07e46f9c26950af6d8a33395eccfa61d2775c3b41deee2dadb1ef3f5d58368.jpg)
На чтении Мединским послания Президента фестивалю у входа в зал показался запоздавший Сергей Гармаш и замер, внимая каждому слову со сцены. Внимательно слушали послание Алексей Гуськов, Лидия Вележева, Игорь Петренко, Алёна Бабенко, Александр Яценко. Сын последнего с увлечением втягивал щёки и махал ногами.
Последним приветом иностранному кино стала, видимо, затесавшаяся в видеоряд портретов ушедших в прошлом году деятелей отечественного кинематографа фотография зарубежного артиста Алена Делона (возможно, потому, что он снялся в советском фильме “Тегеран – 43”).
Ведущий церемонии актёр Александр Петров поинтересовался у своей напарницы, актрисы Юлии Хлыниной, как она вообще сюда попала: “Ходченкова не смогла?” С этого момента с пафосом и серьёзностью церемонии началась в некотором роде борьба.
Гендиректор “Мосфильма” Карен Шахназаров был серьёзен: он поздравил родной режиссёрский факультет ВГИКа, которому, как и “Мосфильму”, в прошлом году исполнилось 100 лет, похвалил его ректора Владимира Малышева и вручил специального “Золотого орла” за заслуги в кино композитору Алексею Рыбникову, глядя на которого невозможно было поверить, что он уже ровно 60 лет там работает. Этот “орёл” у него уже третий: композитор получал награду на первой, в 2003 году, и на прошлогодней церемониях.
– На том же месте сидел Никита Сергеевич, ничего не изменилось, – поразился Рыбников, заприметив сидящего в первом ряду Никиту Михалкова и вызвав у него и в зале смех.
![Карен Шахназаров вручает Алексею Рыбникову "Золотого орла".](https://static.gazetametro.ru/media/20250202180224/aab16b0dc9057bb3aad25821bffa854a547589a76906df6c5d741daa0ecda1f2.jpg)
Лауреатке “Золотого орла” предыдущих лет актрисе Марьяне Спивак в модном пиджаке, будто взятом напрокат у советского инженера на два размера больше, поручили вручить награды за лучший короткометражный, анимационный и неигровой фильмы. За короткометражный фильм “30 секунд” приз получил Иван Соснин, который понадеялся, что его фильм “сделает мир немного лучше”, а лучшей анимационной картиной стала двухмерная классическая “Необыкновенная история одного льва”, режиссёром, сценаристом и художником которой является один мастер – Оксана Холодова. Льва в мультике, кстати, озвучил великолепный Виктор Сухоруков.
Лучшим неигровым фильмом назвали “Огненного лиса” Дмитрия Шпиленка, члена династии защитников и фотохудожников дикой природы. Со сцены он пожаловался, что герои картины – камчатские лисы – наотрез отказывались с ним сотрудничать.
– Мы снимали 26 месяцев, из которых 18 у нас ничего не получалось, – честно поведал Дмитрий. – Мы уже отчаялись, но потом вдруг стало получаться и мы уже не могли остановиться, потому что поняли, что если будем снимать дальше, то снимем ещё лучше.
![Герои картины не повиновались режиссёру Дмитрию Шпиленку.](https://static.gazetametro.ru/media/20250202180224/7a0e39533ebb19a150204d82930511a48db91e8a8dc6c326246d55cf6c59d063.jpg)
"Орёл" любит троицу
Вышедший вручать призы в следующих номинациях резко помолодевший Алексей Чадов, который теперь режиссёр и сценарист, тоже сообщил, что спокойно отказался от всего иностранного: когда ему понадобилось сделать сложный костюм для фильма, он понял, что “мы точно можем и у нас всё есть”.
– Нам есть к чему стремиться, но наши студии уже могут воплотить любые фантазии режиссёров, – заверил собравшихся Алексей.
Награду в номинации за лучшие визуальные эффекты получили студии XOVP и “Аламбик”, которые работали над фильмом “Воздух”.
После того, как награду в следующей номинации “Лучший монтаж фильма” тоже получили четверо режиссёров монтажа “Воздуха”, Алексей Чадов предусмотрительно уступил на сцене место для объявления победителя в номинации “Лучшая работа звукорежиссёра” Алле Сигаловой.
– Моя преподавательница! – восторженно вскричала Хлынина.
– Так вот как ты тут оказалась – ты со всеми вась-вась, – тут же сделал вывод Петров.
Сигалова сверкала так, будто её саму кому-то сейчас вручат, и строгим голосом лектора сообщила в микрофон:
– Музыка является одним из главных компонентов в произведении кинематографа.
Все поняли, что спорить бесполезно, и Сигалова без малейших опасений достала из конверта имя победителя – им оказался Никита Ганькин, который работал над тем же “Воздухом”.
Пришедший в восторг от третьей подряд номинации продюсер "Воздуха" Константин Эрнст бросился помогать Сигаловой спуститься со сцены.
Онемевший от происходящего зал уже, наверное, не удивился бы победе "Воздуха" в четвёртой номинации "Лучшая музыка к фильму", но на этот раз победила "Любовь Советского Союза" в лице композиторов Виталия Окорокова и Дмитрия Емельянова.
– Мы как Леннон и Маккартни: жена напела мне ночью основную тему в фа минор, а Дима продолжил, – сообщил со сцены Виталий, не побоявшись обвинений в иностранном влиянии.
Когда в номинации "Лучшая работа художника по костюмам" победила работа Екатерины Шапкайц и Светланы Москвиной из фильма "Любовь Советского Союза", зал начал догадываться, что "Золотой орёл" любит, как минимум, троицу. Так что когда на сцену поднимались Павел Пархоменко и Леонид Кипнис, работавшие над тем же фильмом и победившие в номинации "Лучшая работа художника-постановщика", на лицах провожавших их конкурентов уже было ясно написано: любовь победит всё.
![Алла Сигалова, Виталий Окороков и Дмитрий Емельянов.](https://static.gazetametro.ru/media/20250202180236/2f505c8ab9eea9f832a70b1c4b985b2250755421b3df63bdabfc24d4242c27aa.jpg)
Выход на "Трассу"
Лучшим актёром и актрисой онлайн-сериалов стали Карина Разумовская из "Трассы" и Владимир Вдовиченков из "Противостояния". "Битва титанов", – окрестил Петров конкуренцию в мужской номинации между Вдовиченковым, Яценко и Гуськовым.
Объявлявший онлайн-номинации Максим Лагашкин был, вопреки всеобщим ожиданиям, лаконичен и серьёзен, однако на конверте с названием лучшего сериала онлайн-платформ его терпение лопнуло.
– "Анора", – с полицейской угрозой объявил он залу, а потом стряхнул с себя дурной сон о зарубежном кинематографе: – "Трасса"!
На этом Лагашкин не успокоился: когда поднявшийся на сцену вместе с режиссёром Душаном Глигоровым сценарист Олег Маловичко поблагодарил свою жену за то, что она его терпела, пока он "это писал и снимал", Лагашкин забрал у него микрофон и потребовал поблагодарить и свою жену за то, что она в этом снималась.
![Авторы "Трассы" Душан Глигоров и Олег Маловичко.](https://static.gazetametro.ru/media/20250202180240/19b843b24b5eeacdd68c0a9bbf8aa3c78cf369b0a22fb9624e9c85b47c0d4b74.jpg)
Семейные ценности и мороз по коже
Вручения призов в номинациях за лучшие женскую и мужскую роли на телевидении и оглашение названия лучшего телевизионного сериала превратились в семейный праздник. Дарья Мороз вручила "Орла" Виктории Исаковой за роль в сериале "Я не могу без тебя": актрис объединяет режиссёр Юрий Мороз, который является отцом Дарьи и мужем Виктории.
– Ой, Дашка, у нас какой-то семейный подряд, – прижала "Орла" к сердцу Исакова и решила продолжить семейную тему, поблагодарив своих родителей "впервые за все 25 лет" своей карьеры, мужа Юрия Мороза и дочь "Варечку, которая мечтала сюда прийти, но я её не взяла".
"Сила в любви", – подытожила Исакова благодарности семье Мороз, на что Петров тут же отреагировал:
– Какая трогательная речь, аж мороз пошёл по коже.
За Александра Устюгова, выигравшего в номинации "Лучшая мужская роль на телевидении", вышел получать приз режиссёр сериала "Столыпин" Алексей Андрианов.
– С Александром было очень интересно работать, очень глубокий артист, вжился в роль неожиданно, – пожав плечами, сообщил Андрианов, вызвав добродушный смех конкурентов Устюгова по номинации Игоря Петренко и Сергея Голомазова. – Просто мы с ним раньше тоже работали, а теперь я его в кадре не узнавал, он полностью перевоплотился, – поспешно пояснил Алексей, чтобы прервать потеху.
Лучшим телесериалом тоже стал "Столыпин": продюсер Антон Златопольский признался со сцены, что тоже хотел бы поблагодарить семью и жену, но "решил воздержаться".
![От Виктории Исаковой у Александра Петрова прошёл мороз по коже.](https://static.gazetametro.ru/media/20250202180252/54183f34237ac6098ebfd5785603155f49ed0e49b8ab6c26f3049029f6d5292e.jpg)
Раздвоение орла
Вручать призы за лучшие женскую и мужскую роль второго плана вышли Сергей Гармаш и Елизавета Боярская. Гармаш так разогнался, что пролетел мимо микрофона, и Боярской пришлось его практически ловить.
– Роль вручантов ужасна: мы не имеем право сказать "спасибо", а только объявляем, – пожаловался Гармаш и тут же под смех в зале поблагодарил Михалкова, Эрнста и Златопольского.
Среди номинантов был и ведущий церемонии Александр Петров за роль космического пирата в картине "Сто лет тому вперёд", и зал огласили крики "Петров!", которые прервались только тогда, когда объявили о посмертном награждении Романа Мадянова за роль в картине "Любовь Советского Союза".
Хотя Сергей Гармаш предупредил, что шутить не будет, все при его приближении к микрофону опять начали смеяться.
– Мы так редко встречаемся, а орёл – птица сезонная, как и все птицы, – сказал Гармаш. – Так что, может, нам сделать зимнего и летнего "Орла"? Будем чаще видеться и радоваться друг другу.
Тень семейственности коснулась и этих номинаций. Получившая награду Елена Лядова подтвердила после своего приветствия, что вечер, действительно, добрый:
– Супруг получил "Орла", и я с птицей домой поеду.
![Елена Лядова и её птица.](https://static.gazetametro.ru/media/2025020219028/dfb1a386d0fbf52e12e70267374de7cdc921bc6f4aa9438a02cca0022950ee37.jpg)
Настоящий полковник
Лучшим артистом назвали Сергея Безрукова.
– Такое не бывает, я в прошлом году получал, – попытался сразу оправдаться Сергей. – На первой церемонии в 2003 году я получил "Орла" за роль старшего лейтенанта, в прошлом году – за майора, в этом году – за полковника... Ждать "Орла" за роли гражданских и штатских – не судьба! – закончил Безруков под хохот.
Александра Урсуляк, ставшая лучшей артисткой, тоже не обошлась без тонкого юмора:
– Я очень счастлива, что у меня есть приз за главную женскую роль в настоящем фильме, – сообщила Александра и все опять засмеялись. – Возможно, этот приз даст мне возможность ещё где-нибудь сняться (простите за тавтологию).
У Александры, как оказалось, тоже прослеживается закономерность в получении "Орлов", как у Сергея:
– Я уже однажды получала "Золотого орла" за роль многодетной матери, и вот теперь тоже. Да и у меня самой достаточно много детей...
На этом месте церемонии снова всплыла семейная тема, и Александра поблагодарила свою семью за её помощь в том, что она "пытается сделать" в кино.
![Олеся Судзиловская, Игорь Волошин и Владимир Грамматиков.](https://static.gazetametro.ru/media/20250202190232/1b7f4326bee2966e19863da02a5c7706d87be41b9cfb46ad7bb1499b36c6d505.jpg)
Благодать крыла орла
Объявлять награды за лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу Петров пригласил на сцену "интересный тандем" – актрису Олесю Судзиловскую и режиссёра и сценариста Игоря Волошина. И это стало гвоздём программы.
– Я люблю, когда мужчина от меня слева, – сказала Олеся и переставила Волошина на другую сторону от микрофона. – Мы заготовили с Игорем импровизацию в стиле некроренессанса, но вечер проходит в такой доброй атмосфере, что наш некроренессанс бы не сработал. Да что ж такое, дайте собраться, – попыталась она обуздать хохот в зале. – Алексей Рыбников – мы как-то с ним покоряли индийские бани – пусть ваше воображение ничего не рисует, это был исторический объект, они не действующие...
– Я как будто с Любовью Орловой разговариваю, – признался Волошин, глядя на Судзиловскую. – Мне близок образ орла как символ Иоанна Богослова, и сейчас я минут на 40 перейду к системе образов, а потом спою.
Спеть он не успел, но стихи тут же сочинил: "Кого ни коснётся статуэтка орла, того коснётся благодать его крыла".
– Если вы не против, давайте посмотрим, кто номинирован за лучший сценарий, – попыталась остановить развернувшийся на сцене творческий процесс Юлия Хлынина.
Благодать крыла орла коснулась Сергея Снежкина за сценарий к картине "Любовь Советского Союза" и Максима Шинкоренко за операторскую работу к тому же фильму.
– Я очень благодарен сам себе, – честно признался Снежкин и без тени юмора пообещал: – В следующем году я получу ещё одного "орла".
Список благодарностей Максима Шинкоренко побил рекорд церемонии: он поблагодарил всех, от оператора Павла Лебешева, которого увидел в детстве по телевизору, до своих детей, жены, учителей, города Волгограда и Бога.
Лучшим режиссёром стал Владимир Грамматиков, снявший картину "Смотри на меня!".
– Дирижёру киносил, – протянул ему Волошин статуэтку, не в силах прервать импровизацию в стиле некроренессанс.
К своему финалу церемония напоминала финал футбольный: в схватке за номинацию "Лучший игровой фильм" сошлись "Воздух" с пятью "Золотыми орлами" и "Любовь Советского Союза" с целыми шестью. За последний конверт взялся обладатель трёх "Орлов" Сергей Безруков, который филигранно объявил главного фаворита:
– Орлу, чтобы летать, необходим "Воздух".