Что делал Алексей Рыбников в индийских банях и кого коснулась благодать крыла орла

На "Мосфильме" с огоньком в 23-й раз раздали статуэтки премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России "Золотой орёл"
Что делал Алексей Рыбников в индийских банях и кого коснулась благодать крыла орла
Предоставлено организаторами
Александр Петров и Юлия Хлынина руководили полётом "Золотых орлов" на "Мосфильме".

Лучшие друзья девушек и борьба с иностранным влиянием

В подъезде первого павильона "Мосфильма" с его вполне будничными раздевалками ничто не намекало на праздник, кроме красной ковровой дорожки и облепивших её, как пчёлы улей, фотокорров и телевизионщиков. Пока “Золотой орёл” с наполовину малахитовым крылом строго блестел позолотой на бившихся за места у края красной дорожки фотографов, на ней началось движение. 

– Сейчас придут колье и серьги, – наставлял своего фотографа молодой человек в чёрной рубашке. – А вон там идёт кольцо. 

Кольцом оказалась актриса Юлия Хлынина, наряд которой буквально воплощал известную гиперболу – декольте до пупа.

– Вы из ювелирной компании? – смело поинтересовалась я у юноши, кивнув на список с именами актрис и названиями украшений, который мерцал с его планшета. 

– Не “из”, а “от”, – блеснул он знанием торгового жаргона.

– И сколько актрис сегодня в ваших камнях? – не сдавалась я (на моей стороне был Ожегов).

– Этого я вам сказать не могу, – недовольным голосом процедил он, смерив меня оценивающим, как потенциального грабителя, взглядом и скрылся от греха подальше.

Сверкание брилилантов и гостей перед началом церемонии вручения XXIII Национальной премии в области кинематографии "Золотой орёл". Актриса Софья Каштанова.
Предоставлено организаторами
Сверкание брилилантов и гостей перед началом церемонии вручения XXIII Национальной премии в области кинематографии "Золотой орёл". Актриса Софья Каштанова.

Потолок в легендарном первом павильоне "Мосфильма", где проходила церемония, переливался сотнями огней, вдоль стен спускались гигантские бумажные фонари. Пока актрисы шуршали кринолинами вдоль рядов, телевизионщики пытались записать стендап.

– В этом году на премию Золотой Глоб… Ой! – боролись с въевшейся зависимостью от иностранного кино корреспонденты. 

Оркестр на сцене ударил по струнам.

– Просим всех занять места в зале, – раздался призыв, и беготня мимо мелькающих смычками музыкантов ускорилась. На сцене появился помощник Президента России Владимир Мединский. Зависимостью от иностранного кино он, в отличие от журналистов, не страдал.

– Вы знаете, я очень люблю кино и много его смотрю, и недавно поймал себя на мысли, что мне не хочется смотреть последние зарубежные фильмы, – сказал как отрезал Владимир Ростиславович и доказал, что он такой не один: кинопрокатчики уже вышли по сборам на доковидный уровень, причём почти исключительно на отечественном продукте – 90% зрителей смотрят наше кино.

Владимир Мединский перестал смотреть зарубежное кино.
Предоставлено организаторами
Владимир Мединский перестал смотреть зарубежное кино.

На чтении Мединским послания Президента фестивалю у входа в зал показался запоздавший Сергей Гармаш и замер, внимая каждому слову со сцены. Внимательно слушали послание Алексей Гуськов, Лидия Вележева, Игорь Петренко, Алёна Бабенко, Александр Яценко. Сын последнего с увлечением втягивал щёки и махал ногами. 

Последним приветом иностранному кино стала, видимо, затесавшаяся в видеоряд портретов ушедших в прошлом году деятелей отечественного кинематографа фотография зарубежного артиста Алена Делона (возможно, потому, что он снялся в советском фильме “Тегеран – 43”).

Ведущий церемонии актёр Александр Петров поинтересовался у своей напарницы, актрисы Юлии Хлыниной, как она вообще сюда попала: “Ходченкова не смогла?” С этого момента с пафосом и серьёзностью церемонии началась в некотором роде борьба. 

Гендиректор “Мосфильма” Карен Шахназаров был серьёзен: он поздравил родной режиссёрский факультет ВГИКа, которому, как и “Мосфильму”, в прошлом году исполнилось 100 лет, похвалил его ректора Владимира Малышева и вручил специального “Золотого орла” за заслуги в кино композитору Алексею Рыбникову, глядя на которого невозможно было поверить, что он уже ровно 60 лет там работает. Этот “орёл” у него уже третий: композитор получал награду на первой, в 2003 году, и на прошлогодней церемониях.

– На том же месте сидел Никита Сергеевич, ничего не изменилось, – поразился Рыбников, заприметив сидящего в первом ряду Никиту Михалкова и вызвав у него и в зале смех. 

Карен Шахназаров вручает Алексею Рыбникову "Золотого орла".
Предоставлено организаторами
Карен Шахназаров вручает Алексею Рыбникову "Золотого орла".

Лауреатке “Золотого орла” предыдущих лет актрисе Марьяне Спивак в модном пиджаке, будто взятом напрокат у советского инженера на два размера больше, поручили вручить награды за лучший короткометражный, анимационный и неигровой фильмы. За короткометражный фильм “30 секунд” приз получил Иван Соснин, который понадеялся, что его фильм “сделает мир немного лучше”, а лучшей анимационной картиной стала двухмерная классическая “Необыкновенная история одного льва”, режиссёром, сценаристом и художником которой является один мастер – Оксана Холодова. Льва в мультике, кстати, озвучил великолепный Виктор Сухоруков. 

Лучшим неигровым фильмом назвали “Огненного лиса” Дмитрия Шпиленка, члена династии защитников и фотохудожников дикой природы. Со сцены он пожаловался, что герои картины – камчатские лисы – наотрез отказывались с ним сотрудничать. 

– Мы снимали 26 месяцев, из которых 18 у нас ничего не получалось, – честно поведал Дмитрий. – Мы уже отчаялись, но потом вдруг стало получаться и мы уже не могли остановиться, потому что поняли, что если будем снимать дальше, то снимем ещё лучше. 

Герои картины не повиновались режиссёру Дмитрию Шпиленку.
Предоставлено организаторами
Герои картины не повиновались режиссёру Дмитрию Шпиленку.

"Орёл" любит троицу

Вышедший вручать призы в следующих номинациях резко помолодевший Алексей Чадов, который теперь режиссёр и сценарист, тоже сообщил, что спокойно отказался от всего иностранного: когда ему понадобилось сделать сложный костюм для фильма, он понял, что “мы точно можем и у нас всё есть”.

– Нам есть к чему стремиться, но наши студии уже могут воплотить любые фантазии режиссёров, – заверил собравшихся Алексей.

Награду в номинации за лучшие визуальные эффекты получили студии XOVP и “Аламбик”, которые работали над фильмом “Воздух”. 

После того, как награду в следующей номинации “Лучший монтаж фильма” тоже получили четверо режиссёров монтажа “Воздуха”, Алексей Чадов предусмотрительно уступил на сцене место для объявления победителя в номинации “Лучшая работа звукорежиссёра” Алле Сигаловой.

– Моя преподавательница! – восторженно вскричала Хлынина.

– Так вот как ты тут оказалась – ты со всеми вась-вась, – тут же сделал вывод Петров.

Сигалова сверкала так, будто её саму кому-то сейчас вручат, и строгим голосом лектора сообщила в микрофон:

– Музыка является одним из главных компонентов в произведении кинематографа.

Все поняли, что спорить бесполезно, и Сигалова без малейших опасений достала из конверта имя победителя – им оказался Никита Ганькин, который работал над тем же “Воздухом”. 

Пришедший в восторг от третьей подряд номинации продюсер "Воздуха" Константин Эрнст бросился помогать Сигаловой спуститься со сцены.

Онемевший от происходящего зал уже, наверное, не удивился бы победе "Воздуха" в четвёртой номинации "Лучшая музыка к фильму", но на этот раз победила "Любовь Советского Союза" в лице композиторов Виталия Окорокова и Дмитрия Емельянова. 

– Мы как Леннон и Маккартни: жена напела мне ночью основную тему в фа минор, а Дима продолжил, – сообщил со сцены Виталий, не побоявшись обвинений в иностранном влиянии.

Когда в номинации "Лучшая работа художника по костюмам" победила работа Екатерины Шапкайц и Светланы Москвиной из фильма "Любовь Советского Союза", зал начал догадываться, что "Золотой орёл" любит, как минимум, троицу. Так что когда на сцену поднимались Павел Пархоменко и Леонид Кипнис, работавшие над тем же фильмом и победившие в номинации "Лучшая работа художника-постановщика", на лицах провожавших их конкурентов уже было ясно написано: любовь победит всё.

Алла Сигалова, Виталий Окороков и Дмитрий Емельянов.
Предоставлено организаторами
Алла Сигалова, Виталий Окороков и Дмитрий Емельянов.

Выход на "Трассу"

Лучшим актёром и актрисой онлайн-сериалов стали Карина Разумовская из "Трассы" и Владимир Вдовиченков из "Противостояния". "Битва титанов", – окрестил Петров конкуренцию в мужской номинации между Вдовиченковым, Яценко и Гуськовым. 

Объявлявший онлайн-номинации Максим Лагашкин был, вопреки всеобщим ожиданиям, лаконичен и серьёзен, однако на конверте с названием лучшего сериала онлайн-платформ его терпение лопнуло.

– "Анора", – с полицейской угрозой объявил он залу, а потом стряхнул с себя дурной сон о зарубежном кинематографе: – "Трасса"!

На этом Лагашкин не успокоился: когда поднявшийся на сцену вместе с режиссёром Душаном Глигоровым сценарист Олег Маловичко поблагодарил свою жену за то, что она его терпела, пока он "это писал и снимал", Лагашкин забрал у него микрофон и потребовал поблагодарить и свою жену за то, что она в этом снималась.

Авторы "Трассы" Душан Глигоров и Олег Маловичко.
Предоставлено организаторами
Авторы "Трассы" Душан Глигоров и Олег Маловичко.

Семейные ценности и мороз по коже

Вручения призов в номинациях за лучшие женскую и мужскую роли на телевидении и оглашение названия лучшего телевизионного сериала превратились в семейный праздник. Дарья Мороз вручила "Орла" Виктории Исаковой за роль в сериале "Я не могу без тебя": актрис объединяет режиссёр Юрий Мороз, который является отцом Дарьи и мужем Виктории.

– Ой, Дашка, у нас какой-то семейный подряд, – прижала "Орла" к сердцу Исакова и решила продолжить семейную тему, поблагодарив своих родителей "впервые за все 25 лет" своей карьеры, мужа Юрия Мороза и дочь "Варечку, которая мечтала сюда прийти, но я её не взяла". 

"Сила в любви", – подытожила Исакова благодарности семье Мороз, на что Петров тут же отреагировал: 

– Какая трогательная речь, аж мороз пошёл по коже.

За Александра Устюгова, выигравшего в номинации "Лучшая мужская роль на телевидении", вышел получать приз режиссёр сериала "Столыпин" Алексей Андрианов.

– С Александром было очень интересно работать, очень глубокий артист, вжился в роль неожиданно, – пожав плечами, сообщил Андрианов, вызвав добродушный смех конкурентов Устюгова по номинации Игоря Петренко и Сергея Голомазова. – Просто мы с ним раньше тоже работали, а теперь я его в кадре не узнавал, он полностью перевоплотился, – поспешно пояснил Алексей, чтобы прервать потеху.

Лучшим телесериалом тоже стал "Столыпин": продюсер Антон Златопольский признался со сцены, что тоже хотел бы поблагодарить семью и жену, но "решил воздержаться".

От Виктории Исаковой у Александра Петрова прошёл мороз по коже.
Предоставлено организаторами
От Виктории Исаковой у Александра Петрова прошёл мороз по коже.

Раздвоение орла

Вручать призы за лучшие женскую и мужскую роль второго плана вышли Сергей Гармаш и Елизавета Боярская. Гармаш так разогнался, что пролетел мимо микрофона, и Боярской пришлось его практически ловить. 

– Роль вручантов ужасна: мы не имеем право сказать "спасибо", а только объявляем, – пожаловался Гармаш и тут же под смех в зале поблагодарил Михалкова, Эрнста и Златопольского. 

Среди номинантов был и ведущий церемонии Александр Петров за роль космического пирата в картине "Сто лет тому вперёд", и зал огласили крики "Петров!", которые прервались только тогда, когда объявили о посмертном награждении Романа Мадянова за роль в картине "Любовь Советского Союза".

Хотя Сергей Гармаш предупредил, что шутить не будет, все при его приближении к микрофону опять начали смеяться.

– Мы так редко встречаемся, а орёл – птица сезонная, как и все птицы, – сказал Гармаш. – Так что, может, нам сделать зимнего и летнего "Орла"? Будем чаще видеться и радоваться друг другу. 

Тень семейственности коснулась и этих номинаций. Получившая награду Елена Лядова подтвердила после своего приветствия, что вечер, действительно, добрый:

– Супруг получил "Орла", и я с птицей домой поеду. 

Елена Лядова и её птица.
Предоставлено организаторами
Елена Лядова и её птица.

Настоящий полковник

Лучшим артистом назвали Сергея Безрукова.

– Такое не бывает, я в прошлом году получал, – попытался сразу оправдаться Сергей. – На первой церемонии в 2003 году я получил "Орла" за роль старшего лейтенанта, в прошлом году – за майора, в этом году – за полковника... Ждать "Орла" за роли гражданских и штатских – не судьба! – закончил Безруков под хохот.

Александра Урсуляк, ставшая лучшей артисткой, тоже не обошлась без тонкого юмора:

– Я очень счастлива, что у меня есть приз за главную женскую роль в настоящем фильме, – сообщила Александра и все опять засмеялись. – Возможно, этот приз даст мне возможность ещё где-нибудь сняться (простите за тавтологию). 

У Александры, как оказалось, тоже прослеживается закономерность в получении "Орлов", как у Сергея:

– Я уже однажды получала "Золотого орла" за роль многодетной матери, и вот теперь тоже. Да и у меня самой достаточно много детей...

На этом месте церемонии снова всплыла семейная тема, и Александра поблагодарила свою семью за её помощь в том, что она "пытается сделать" в кино.

Олеся Судзиловская, Игорь Волошин и Владимир Грамматиков.
Предоставлено организаторами
Олеся Судзиловская, Игорь Волошин и Владимир Грамматиков.

Благодать крыла орла

Объявлять награды за лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу Петров пригласил на сцену "интересный тандем" – актрису Олесю Судзиловскую и режиссёра и сценариста Игоря Волошина. И это стало гвоздём программы.

– Я люблю, когда мужчина от меня слева, – сказала Олеся и переставила Волошина на другую сторону от микрофона. – Мы заготовили с Игорем импровизацию в стиле некроренессанса, но вечер проходит в такой доброй  атмосфере, что наш некроренессанс бы не сработал. Да что ж такое, дайте собраться, – попыталась она обуздать хохот в зале. – Алексей Рыбников – мы как-то с ним покоряли индийские бани – пусть ваше воображение ничего не рисует, это был исторический объект, они не действующие...

– Я как будто с Любовью Орловой разговариваю, – признался Волошин, глядя на Судзиловскую. – Мне близок образ орла как символ Иоанна Богослова, и сейчас я минут на 40 перейду к системе образов, а потом спою. 

Спеть он не успел, но стихи тут же сочинил: "Кого ни коснётся статуэтка орла, того коснётся благодать его крыла".

 – Если вы не против, давайте посмотрим, кто номинирован за лучший сценарий, – попыталась остановить развернувшийся на сцене творческий процесс Юлия Хлынина.

Благодать крыла орла коснулась Сергея Снежкина за сценарий к картине "Любовь Советского Союза" и Максима Шинкоренко за операторскую работу к тому же фильму. 

– Я очень благодарен сам себе, – честно признался Снежкин и без тени юмора пообещал: – В следующем году я получу ещё одного "орла".

Список благодарностей Максима Шинкоренко побил рекорд церемонии: он поблагодарил всех, от оператора Павла Лебешева, которого увидел в детстве по телевизору, до своих детей, жены, учителей, города Волгограда и Бога.

Лучшим режиссёром стал Владимир Грамматиков, снявший картину "Смотри на меня!". 

– Дирижёру киносил, – протянул ему Волошин статуэтку, не в силах прервать импровизацию в стиле некроренессанс.

К своему финалу церемония напоминала финал футбольный: в схватке за номинацию "Лучший игровой фильм" сошлись  "Воздух" с пятью "Золотыми орлами" и "Любовь Советского Союза" с целыми шестью. За последний конверт взялся обладатель трёх "Орлов" Сергей Безруков, который филигранно объявил главного фаворита:

– Орлу, чтобы летать, необходим "Воздух".