Конкурсная программа ММКФ "Русские премьеры" проходит второй год подряд. Картины там показывают интересные: в прошлом году её победителем стал "Здоровый человек" Петра Тодоровского, впоследствии получивший ещё три награды на фестивале "Золотой орёл". В жюри программы в этом году режиссёр Алексей Учитель, сценарист и продюсер Андрей Золотарёв и актриса Анна Снаткина. Перед началом показа картин члены жюри вместе с программным директором ММКФ Иваном Кудрявцевым рассказали, какие проблемы в отечественном кино их волнуют.
Известный сценарист Андрей Золотарёв ("Лёд-2", "Призрак", "13 клиническая", "Триггер") принципиально не интересовался, что будет смотреть как член жюри – чтобы увидеть всё "свежим взглядом". Но предупредил, что ему очень надоело в российском кино такое явление, как тренды.
– Мы всё время находимся в режиме фарватера: кто-то сделал кино про спорт, и все начинают снимать про спорт. Сделал кто-то кино про Великую Отечественную – и все начинают снимать про войну. Этот режим фарватера приводит к тому, что каждый следующий фильм на трендовую тему становится слабее предыдущего. Я очень рад, что у нас есть "Чебурашка", "Вызов" и множество других фильмов, которые не находятся в трендах и пытаются задать что-то своё.
Режиссёр Алексей Учитель ("Прогулка", "Дневник его жены", "Матильда", "Космос как предчувствие", "Мания Жизели"), считает, что проблема не в самих трендах, а в том, что они порождают штампы и клише.
– Главная проблема – как делать талантливо и качественно. Вторая проблема для меня и не только для меня – это прокат. Туда часто не берут очень хорошие дебютные картины. Прокатчик говорит продюсеру: дай нам несколько миллионов, и мы картину выпустим.
Кинематографисты отметили, что в последние годы государство активно помогает кинопроизводству, проблема поиска денег не так остра. А вот вопросы проката пока не сняты. Поэтому программный директор ММКФ Иван Кудрявцев предлагает изменить систему отечественного кинопроката:
– Когда ты в прямом контакте общаешься со зрителем на фестивалях, творческих встречах с режиссёром, то всегда сидит полный зал. На мой взгляд, это означает, что нужно модернизировать систему проката, добавлять в неё клубный кинопоказ, творческие встречи, гастрольные туры артистов, университетский прокат. Всего этого у нас нет. У нас есть только полуавтоматизированные залы, где можно автоматически купить билет, автоматически оплатить попкорн, автоматически сесть, автоматически посмотреть и автоматически поставить лайк. Из кино сегодня уходит жизнь, и её туда надо вернуть.
Подробнее о фильмах программы "Русские премьеры" читайте на странице ММКФ.