Британские учёные выяснили, что шмели способны играть, учиться и идти на компромисс

Насекомые прошли тест и показали свои умственные способности, а также проявили характер. Metro узнало, как общаются шмели
Ant Cooper / Copyright (c) 2017 Ant Cooper/Shutterstock. No use without permission.
Сегодня по схеме полёта насекомых летают дроны.

Дёрни за веревочку – сироп и появится

Биологи из Лондонского университета королевы Марии установили, что, сталкиваясь с новой задачей, шмели могут подсмотреть её решение у сородичей.  Увидев подсказку, вся колония шмелей начинает делать так же, сообщает PLOS Biology.

Для того чтобы это выяснить, учёные предложили насекомым головоломку с двумя решениями. Чтобы открыть коробочку с сиропом, нужно было потянуть за красный язычок по часовой стрелке или за синий язычок в противоположном направлении. Предварительно обученный шмель-демонстратор показал группе сородичей способ добраться до награды. В итоге шмели предпочитали пользоваться именно тем решением, которое увидели, даже если им показывали нечто альтернативное.

При этом в контрольной группе без демонстратора коробочки почти не открывались. Если обученные шмели вскрывали до 28 коробочек за день, то необученные справлялись не более чем с одной – и то чаще всего случайно.

Биологи подчёркивают, что социальное обучение может играть в жизни шмелей и других насекомых намного более значимую роль, чем считалось ранее. А сами эти животные оказались намного умнее.

Не они глупее, а у нас нет точных тестов

Зооолог,  сотрудник Сколковского института науки и технологий Илья Гомыранов подтверждает в беседе с Metro, что у насекомых есть сложный интеллект.

– Мы гораздо больше знаем о поведении ближайших родственников шмелей – пчёл и муравьёв. Традиционно эксперименты ставились именно на них. И те и другие прекрасно умеют считать до семи. Они запоминают местоположение крупных предметов. Пчела-разведчик, когда вылетает из своего улья на цветущее поле, по дороге считает деревья. Возвратившись, она передаёт информацию своим сородичам, и те безошибочно находят нужное место, – рассказывает он Metro.

По словам зоолога, и у муравьёв, и у пчёл, и у шмелей есть свой язык.

– Пчёлы общаются с помощью танца. Та же пчела-разведчик рассказывает о маршруте, садясь на улей и выписывая своеобразные восьмёрки своим брюшком. Так она говорит, как и куда лететь, при этом делая поправку на солнце, – это очень сложная математика. В свою очередь язык муравьёв открыли отечественные учёные. Эти насекомые общаются с помощью движений усиками. Известно, что они умеют обобщать, – говорит Гомыранов.

Эксперт отмечает, что у нас ещё нет достаточно точных тестов, чтобы определить интеллект насекомых.

– Лучше развиты социальные насекомые, живущие большими семьями. Потому что одиночкам не приходится ни с кем договариваться, – уточняет он.