– У китайцев есть такая поговорка: "Был бы человек хороший, а идея для бизнеса найдётся". И это чистая правда, – рассказывает Екатерина Манько, вице-президент Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей. – Дело в том, что китайцы воспринимают весь окружающий их мир с точки зрения бизнеса. Если китайцу понравилась ваша сумка, он тут же спросит, где купила, за сколько и можно ли организовать поставки в Китай подобных вещей. Точно так же с кружкой, из которой пьёте, и со скатертью, и с продуктами, которыми вы их угостили. Они очень ценят качество российских продуктов. Ну а самые актуальные ниши для бизнеса с Китаем сегодня – это одежда, автомобили, автозапчасти, косметика и бытовая химия.
Китайцы – боги торговли, всё могут купить, продать и перепродать нам же, добавляет эксперт. Интересный пример – это креветки и морепродукты, которые они закупают у нас максимальными партиями за лучшие цены, затем превращают в полуфабрикаты, панируют, упаковывают и продают нам с многократной наценкой.
– Мы их не превзойдём в мудрости бизнеса, они этому учились 5000 лет, и только дружба позволит нам не быть обманутыми и получить лучшие условия! – предупреждает эксперт.
Больше всего китайцы ценят в людях открытость. Если потенциальные партнёры не готовы показывать фотографии своих детей, мужа/жены, бабушек и дедушек, а также кошек и собак, значит, им есть что скрывать и с ними опасно вести дела.
– Поэтому, напротив, во время вечерних застолий постарайтесь быть душой компании и периодически рассказывайте о своих родственниках, особенно о старшем поколении, – продолжает Екатерина. – В Китае принято меряться социальным капиталом, в частности бабушками и дедушками. Очень ценится, если ваши родственники работают или работали учителями, врачами, учёными, в госсекторе. Китайцы верят, что в хорошей семье не может вырасти плохой человек. И будьте готовы на вопрос "Куда идёшь?" поделиться своими секретами. Если ответить: "По делам", никаких дел у вас с китайцами не будет. Иногда они весьма любопытны и могут задавать вопросы о том, замужем вы или в разводе, есть ли бойфренд, кем работает двоюродный брат, что ели на обед. Это не праздный интерес, а сбор знаний о ваших связях, возможностях и вкусах.
Что касается застолий, то китайцы будут стараться удивить своих гостей, подавая с каждым разом всё более и более изысканные блюда. Всё будет очень вкусно, но совершенно непонятно, из чего это сделано – будет казаться, что это "халва из лосося". И нужно это принять и есть с полным доверием. Не должно быть никаких отговорок про то, что вы веган или ЗОЖ, а если у вас есть острое предубеждение относительно китайской пищи, хотя бы нужно сделать вид, что вам всё нравится, всё попробовать и всё похвалить.
– Я часто шучу, что "я зарабатываю деньги, когда ем суши", – продолжает Екатерина Манько. – Это, конечно, про умение красиво есть палочками и соблюдать застольный этикет, что для китайских партнёров крайне важно. Пить во время застолий тоже придётся, причём, если вы женщина-руководитель, то всё равно на равных с мужчинами. К счастью, китайцы пьют немного. Как правило, 100 грамм водки разливают в 7 крошечных стопочек, и их нужно выпить одну за другой, говоря долгие тосты. Иногда водку можно незаметно заменить водой в конце застолья.
В долгие тосты нужно "зашить" благодарность принимающей стороне за их гостеприимство, за вкусную еду, затем добавить рекламную интеграцию о своих успехах и качестве товаров и проектов, возможностях, упоминая сотрудничество с госсектором и важными персонами, и завершить снова благодарностью за тёплый приём, добавляет эксперт.
– Не бойтесь переусердствовать с похвалой себя и партнёров – в Китае так принято, – убеждает эксперт по Китаю.
Екатерина рассказала, что после того, как китайские партнёры в 2022 году увидели её встречу с президентом России по ТВ Китая, они стали ещё чаще с ней фотографироваться и предлагать более масштабное сотрудничество.
– Лидеры России и Китая – лучшие друзья, но такой же эффект имела бы телепередача или фотография с лидерами многих стран, так как у китайцев огромное уважение к людям власти, – продолжает эксперт. – Фото с президентом – пропуск в любую систему, оно дороже капитала и счёта в банке. Китайцы считают, что деньги можно заработать быстро, а социальный статус быстро не заработаешь.
Если вы работаете в министерстве, вас будут из вежливости называть "министром", а если вы на фото с известным человеком, вас "запишут" в его "родственники".
– Главное – создать правильное лицо – в этом и заключается восточный менталитет, – объясняет Екатерина Манько. – Китайцы будут немного преувеличивать и свои успехи тоже, поэтому всё нужно перепроверять.
Традиционно в Китае очень любят эстетику и признание социальной значимости: дипломы, грамоты, кубки, коллективные фото, фото с известными личностями – всё это у вас должно быть на самом видном месте в офисе или на страницах китайских социальных сетей.
– Договоры с китайскими партнёрами заключаются детально, жёстко и чётко, а дружба с ними должна быть мягкой и искренней, – добавляет эксперт.