"Беверли была пронзена под мышкой, где застрял рог буйвола, порезав ей горло и лицо"

Документалист Дерек Жубер рассказал Metro, чем дикие кошки лучше людей и как ему удалось два раза вернуть с того света супругу в условиях пустыни
"Беверли была пронзена под мышкой, где застрял рог буйвола, порезав ей горло и лицо"
Wildlife Films | National Geographic
Кадр из фильма "Глаз леопарда" (Eye Of The Leopard).

На канале National Geographic Wild стартовал "Месяц Больших Кошек" – цикл передач о тиграх, львах и других диких кошках, в рамках которого покажут два документальных фильма лауреатов премии "Эмми" Дерека и Беверли Жубер: "Глаз леопарда" и "Вечные враги: львы и гиены". Супруги Жубер начали заниматься изучением больших кошек ещё с 1980-х годов. Большую часть своей жизни они наблюдают за крупными хищными кошками Ботсваны, чтобы показать всему миру этих прекрасных хищников так близко, как никто раньше.

Дерек и Беверли Жубер.
Mark Thiessen / National Geographic
Дерек и Беверли Жубер.

Что вы считаете самым удивительным в больших кошках?

Я бы сказал, что это их предельная сосредоточенность каждой клеткой тела на том, что они делают. Вам может кое-что сойти с рук, если вы гну или буйвол, но каждая секунда каждого дня на счету, если вы гепард или лев. Главное – фокус!

Что вам показалось самым невероятным, что вы обнаружили, наблюдая за ними?

Абсолютная красота, которую они воплощают. Посмотрите в глаза леопарда, и вы поймёте, о чём я говорю. И оттого так ужасно осознавать, что численность так быстро сокращается. Эти прекрасные животные окажутся на пороге вымирания, если мы не вмешаемся.

Кадр из фильма "Глаз леопарда" (Eye Of The Leopard).
Wildlife Films
Кадр из фильма "Глаз леопарда" (Eye Of The Leopard).

Похожи ли хищные кошки на людей? Может, отличаются от нас в лучшую сторону?

Ха… интересный вопрос. На самом деле они очень похожи на нас. И если вы посмотрите "Вечные враги: львы и гиены", то поймёте, что львы и гиены постоянно сражаются. Когда мы выпустили первую версию этого фильма, который сейчас посмотрели более 1 миллиарда человек (в том оригинальном виде), он воспринимался как метафора бандитских разборок в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе в 90-е. Но у меня были знакомые в Индии, которые говорили нам, что этот фильм будто рассказывает про соперничество определённых групп на их родине. Фильм оказался универсальным. Но, несмотря на то что все мы боремся за территорию или идеологию, кажется, что только люди обладают ненасытной жаждой жестокости, желанием причинять боль. Когда животные убивают, это всегда происходит по какой-то причине, и это, если они физически способны, то жертва умирает быстро. Например, когда львы убивают антилопу гну, они пережимают две артерии, идущие вверх по горлу, отчего добыча теряет сознание и в этом довольно спокойном состоянии погибает. Они никогда не убивают просто для того, чтобы убить или, как я уже сказал, причинять боль просто ради развлечения.

Животные никогда не охотятся на нас "трофейно", не убивают (часто с невероятной жестокостью) просто для того, чтобы отобрать голову и прилепить к стене. Львы не хранят символы своей охоты. Это делаем только мы, люди. Только мы можем побить собаку, заколоть тюленя или отравить животное. Только мы освоили этот вид жестокости.
Кадр из фильма "Глаз леопарда" (Eye Of The Leopard).
Wildlife Films | National Geographic
Кадр из фильма "Глаз леопарда" (Eye Of The Leopard).

Но ваши герои причиняли вам боль? Когда вы почувствовали наибольшую опасность, исходящую от больших кошек?

У нас были и другие опасности похуже: от слонов, буйволов, змей, комаров и скорпионов. В меня стреляли, я был избит людьми, и несколько наших самолётов были разбиты, большие же кошки только атаковали нас. И часто мы могли контролировать их выпады в нашу сторону, понимали, почему они решили на нас напасть. Хотя, конечно, это и вызывает бурю эмоций. Но на больничную койку несколько лет назад нас отправили не кошки, а буйвол, и никогда мы не были так близки к смерти, как в тот раз.

Что тогда случилось?

Это была случайная ошибка. Была ночь, и раненый буйвол выбежал на нас из темноты. Он не был виноват, да и мы тоже.

У вас были серьёзные травмы?

У меня было сломано бедро, 4 сломанных рёбра. Беверли была пронзена под мышкой, где застрял рог, порезав ей горло и лицо. У неё был повреждён глаз и сдавлено лёгкое. Она "умерла", но мне дважды удалось вернуть её с того света за 18 часов, пока мы не добрались туда, где нам окажут реальную медицинскую помощь. Девять месяцев спустя она выписалась из больницы и вернулась к работе на съёмках, такая же красивая и подтянутая, как и прежде.

Дерек и Беверли Жубер во время работы.
AREN VONS / © Wildlife Films Botswana
Дерек и Беверли Жубер во время работы.

Какими качествами должен обладать режиссёр фильмов о дикой природе?

Мы всегда говорим о терпении, но навыки наблюдения важны, чтобы знать и определять, какое поведение может произойти дальше и т. д. Очевидно, что немного знаний об оказании первой помощи помогает! Но в основном я думаю, что это разум ищет мудрости.

А что для вас лично самое важное?

Партнёр, который разделяет ваше видение.

"Вечные враги: львы и гиены" (Eternal Enemies: Lions And Hyenas).
Wildlife Films | National Geographic
"Вечные враги: львы и гиены" (Eternal Enemies: Lions And Hyenas).

Что вам больше всего запомнилось в работе над документальным фильмом "Глаз леопарда"?

Мы нашли звезду этого фильма – крошечную малышку-леопарда по кличке Легадема, когда ей было 8 дней. Мы следили за ней в течение 4 лет. Так что связь между нами тремя, Легадемой, Беверли и мной, была сильной и прочной и изменила нашу жизнь. В результате мы создали Big Cats Initiative, призванную не допускать истребления больших кошек. Ведь эта малышка была так прекрасна, но 10 тысяч таких же, как она, были убиты в течение того времени, пока мы снимали этот фильм. Мы чувствовали, что этим кошкам нужен голос, чтобы заявить о своих проблемах и страданиях, и мы стали таким голосом. Легадема выбрала нас. Однажды она залезла в машину и свернулась калачиком на сиденье Беверли, пока та готовила чай. В другой раз на закате я вышел снимать нашу героиню на фоне грозы, но в это время моя мать была больна и умирала, и я мучился от мысли, что должен быть с ней, а не снимать леопардов... И внезапно Легадема встала, подошла прямо ко мне и легла, растянувшись вдоль моего тела. Успокаивала так меня? Я не знаю. Но это был важный момент для нас.

А с какими трудностями вы столкнулись при работе над проектом "Вечные враги: львы и гиены"?

Ночная работа! Безумные часы работы по ночам, чтобы запечатлеть то, чего никогда раньше не видели. Это было тяжело. Один раз Беверли выпала из машины, а я сломал нос о штатив, который упал мне на лицо, пока я преследовал львов. Я чуть не потерял руку в каком-то несчастном случае в лагере, и был случай, когда львы оставили у меня на ноге кровавый след. Мы бросили всё на этот фильм, и, мне кажется, это видно: каждый кадр представляет собой вызов. Мы никогда так не уставали за всю свою жизнь. Мы всю ночь гонялись за львами, а после рассвета возвращались в лагерь, где большую часть дней не было воды, чтобы почистить снаряжение, приготовить еду, где нельзя было толком зарядить батареи, перезарядить плёнку. Спать мы ложились к полудню при температуре 40–45 градусов в палатке. Но нам понравилось!

Дерек и Беверли Жубер во время работы.
Беверли Жубер / Wildlife Films Botswana
Дерек и Беверли Жубер во время работы.