Эта история началась два года назад. Пенсионерка Ангелина Никандровна пришла в отделение банка "Открытие" в Жулебино в мае 2020 года, чтобы перевести деньги со своих счетов на двух правнуков – на каждого по 270 тысяч рублей.
С собой взяла свою внучку Юлиану, мать детей, которым предназначались деньги. Сотрудник банка предложил такую схему: внести сразу половину из суммы, а ещё половину – через год. Мол, так будет выгодно. Женщины согласились, подписали бумаги. Как и договаривались, на второй год действия договора вторая половина суммы была внесена. Но ещё через год – летом 2022-го – им снова позвонили из банка с требованием внести новый транш. Оказывается, в банке оформили страховку, по которой каждый год нужно выплачивать по 135 тысяч на каждого ребёнка.
– Так получилось, что менеджер говорил одно, а бумаги были совершенно про другое, – рассказывает муж Юлианы Илья. – Менеджер предложил вариант положить деньги под проценты. Наобещал златые горы. На тот момент Ангелине Никандровне было почти 80 лет, моя супруга работает воспитателем детского сада – они не понимали, как работает банковская система. Были уверены, что им помогут, сделают то, что они хотят. Когда мы узнали о том, что нам каждый год нужно будет платить по 270 тысяч рублей, то попытались забрать всю сумму, но нам не разрешили, ссылаясь на соглашение. Сказали, что если сейчас не внести эту сумму, то 540 тысяч сгорят: мол, это есть в документах.
Юлиана с мужем звонили в банк, обращались на горячую линию, но получали одинаковые ответы: "Договор составлен правильно, мы вам ничего возвращать не будем".
Metro обратилось в банк "Открытие". В банке сказали, что в офисе были заключены два классических полиса накопительного страхования жизни в пользу детей Юлианы, на которую оформлены договоры. По ним в конце срока договора вся сумма становится доступна её детям.
– Банку неизвестно, какое недопонимание могло возникнуть на третий год действия договоров и почему для его разрешения клиент сразу не обратилась в офис банка или страховой компании, – сообщили в пресс-службе.
После обращения Metro сотрудники банка встретились с Юлианой, была написана официальная претензия. В банке заявили, что "в случае положительного решения договор будет расторгнут, средства вернутся на счёт заявителя".
Муж Юлианы Илья подтвердил факт встречи. Но родственников Ангелины Никандровны смутило, что, во-первых, никто не обещал вернуть деньги, во-вторых, по их словам, конструктивного диалога не получилось из-за общих фраз: "Мы постараемся вернуть", "Деньги не у нас, а в страховой", "Будем ожидать решения". Извинений за действия сотрудников не принесли.
– В данной ситуации человек вправе все обязательства аннулировать, – объясняет адвокат Михаил Трепашкин. – Они не считаются действительными, когда так навязывают документы. Статья 178 Гражданского кодекса говорит, что, если сделка была заключена под влиянием заблуждения, то она признаётся не- действительной.
По словам адвоката, если банк не вернёт деньги, нужно обращаться в суд, который обязан принять однозначное решение:
– Они не имеют права не вернуть. Свои деньги я всегда имею право получить. При этом не имеет значения, на кого оформлены документы – на прабабушку или внучку.
Советы юриста
- Не верьте сотрудникам банка на слово. Обязательно вчитывайтесь в документы. Если есть сомнения, воспользуйтесь помощью юриста.
- Если вас ввели в заблуждение, попробуйте написать официальную претензию в банк. Если деньги не вернут, обращайтесь в суд.
- Будьте бдительны. Часто возникают ситуации, когда на людей "вешают" кредиты, о которых никто не знает, неизвестно кто получает, а потом люди лишаются квартир, таких случаев по Москве много.