Олег Лохов родился на малой родине знаменитого учёного Михаила Ломоносова. Село Ломоносово славится не только именитыми жителями из прошлого, но и холмогорской резной костью. Этому ремеслу можно научиться только в Художественном училище резьбы по кости им. Н. Д. Буторина. Именно здесь получил образование не только мастер, но и вся его семья.
– На фабрике холмогорской резьбы по кости работали мои родители. Иногда отец учил меня и брата точить на костях. В итоге мы – два сына костореза – пошли по родительским стопам, – рассказывает косторез. – Сейчас мой брат преподаёт в родном училище, а отец – пенсионер, но он продолжает заниматься любимым ремеслом. Папа скуп на похвалу, но сейчас он говорит: "Ты давно меня превзошёл". Эти слова дорогого стоят.
По словам Олега Лохова, начинающие косторезы тренируются на коровьих костях, а потом переходят к более дорогим материалам.
– Мастера называют коровью кость – цевка, или "простой костью". Профессиональные косторезы работают с зубом кашалота, бивнем моржа или позвоночником кита. Но самый ценный материал для любого костореза – это бивень мамонта, – делится он.
Все работы мастера сделаны из бивней вымерших животных, которые когда-то проживали на территории современной Якутии.
– Обычно за бивнем, который хранился в камне много лет, нужно тщательно ухаживать. Он может быстро разрушиться от ветра и ультрафиолета. Я дарю мамонтам новую жизнь – жизнь в виде искусства, – отмечает он. – В процессе работы восемьдесят процентов бивня превращается в пыль, а запах от сверления тысячелетней кости, мягко говоря, неприятный. Приходится работать в респираторе и с хорошей вентиляцией.
Изначально Олег Лохов работал в холмогорском стиле, а позже у резчика по кости появился свой авторский почерк.
– Мне хотелось выжать из материала по максимуму. Всегда старался усложнить работу, поэтому на моих скульптурах много узоров и завитушек. Собственный стиль приходит со временем. На это влияет и учитель, и окружение, и культура. Например, удмуртская косторезная школа часто обращается к своей национальной истории и мифам. У нас в родном селе не было шаманов, поэтому я показываю в своих работах то, что люблю: парусный спорт, море, медуз и мифы Древней Греции.
В среднем, одну работу косторез может делать три-четыре месяца.
– Если объёмная работа, то на неё может уйти год, а то и три, – подчёркивает он. – Цена зависит от степени сложности работы: от пяти тысяч рублей до трёх миллионов.
Иногда мастер называет дело всей своей жизни "спасением и проклятием".
– Более тридцати лет занимаюсь этим ремеслом. Устал уже, – смеётся Олег Лохов. – Я не считаю, что создаю что-то гениальное. Для меня это просто хлеб. У некоторых косторезов со временем начинается звёздная болезнь. Мне странно наблюдать за этим, потому что в нашей деревне половина живущих – это профессиональные резчики по кости. Я к этому ремеслу спокойно отношусь, как к обычной профессии.
На фестивале “Сказ на бивне мамонта” были представлены работы и других косторезных мастеров. Смотрите их в галерее ниже.