
О чём сериал
Ещё до начала Великой Отечественной войны в Ленинградском физико-техническом институте в лаборатории Игоря Курчатова (Юрий Чурсин) молодые учёные пытаются добиться деления ядра урана, чтобы получить новый источник энергии. Война разбросает их по полям сражений и кабинетам, но в 1942 году они снова соберутся под руководством того же Курчатова, чтобы выполнить важнейшую государственную задачу – создать первую советскую атомную бомбу как ответ на начавшуюся ядерную гонку Германии, США и Великобритании.
При написании сценария мы консультировались со специалистами из МГУ, Курчатовского института, Росатома и историками, обсуждали каждый термин. Но просто произносить слова – легко. А как артикулировать, чтобы это звучало по-другому, как соединить с действием, как держать в руке тот или иной предмет, – это было сложно. Затем уже вместе с артистами мы ходили в лабораторию и смотрели, как работают учёные, как общаются между собой, чтобы быть максимально достоверными в кадре. Нурбек Эген, режиссёр
Курчатова вызывает Берия (Гурам Баблишвили) и сообщает, что он назначен руководителем секретной Лаборатории № 2 АН СССР, в которой собирают команду учёных-физиков. Ответственным за ведение проекта назначен заместитель Берии Всеволод Павлович Замятин (Алексей Гуськов). Он помогает Курчатову привлечь к проекту даже тех, кто вызывает у НКВД вопросы, но не позволяет порою склонным к вольностям учёным забыть о том, что от результата их работы зависит буквально существование страны. Так создавать атомную бомбу начинают, в том числе, Григорий Фролов (Илья Малаков), который когда-то открыл спонтанное деление ядра, а на войне добыл документы о немецких ядерных разработках, и радиохимик Карпова (Ольга Сутулова), которая пытается выделить чистый уран. Одновременно с этим советская внешняя разведка руками бывшего молодого физика Екатерины Лазаревой (Аня Чиповская) добывает данные об аналогичных проектах США и Великобритании...

Исполнитель одной из главных ролей и генеральный продюсер проекта Алексей Гуськов погрузился в историю советской атомной энергетики не только с артистической точки зрения: учёба в юности в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана помогла ему посмотреть на этапы создания основ отечественной атомной промышленности и с точки зрения инженера.
Нам хотелось рассказать, как всего за четыре с половиной года был создан не только ядерный щит страны, но и вся атомная промышленность. Мы сознательно сделали титры, где курсор обозначает вехи создания атомной индустрии России. Каждый из исполнителей атомного проекта достоин отдельного фильма. Там было огромное количество людей: госменеджеров, физиков, службы внешней разведки – это, действительно, был подвиг советского народа. Алексей Гуськов, актёр, продюсер
Конечно, сериал – вольная интерпретация реальных событий, происходивших в секретных кабинетах советского атомного проекта, но, тем не менее, почти у каждого героя в кадре существовал один или несколько прототипов из истории страны.
Герои и прототипы
Герой: Всеволод Павлович Замятин (Алексей Гуськов)
Прототип: Авраамий Павлович Завенягин (1901 – 1956)

Взяться за проект о становлении атомной промышленности Алексея Гуськова побудила фигура Авраамия Завенягина – "маршала индустрии".
"Я натолкнулся на его биографию, и с этого всё началось, – рассказывает Алексей Гуськов. – Меня потряс факт: он, генерал, министр внутренних дел, на реакторе А-1 в Озерске при аварии и понимании того, что происходит в активной зоне, взял стул, достал мандарины и стал их есть. Когда к нему подходили сотрудники атомной станции и просили его уйти, он говорил, что не уйдёт до тех пор, пока станцию не покинет последний работник. Он прожил всего 55 лет – такой ранний уход, конечно, связан с количеством облучения".

Авраамий Завенягин – инженер-металлург, куратор советского атомного проекта и организатор отечественной металлургической промышленности, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии. С 1930-го по 1941 гг. – директор Московского института стали, Ленинградского Государственного института по проектированию металлургических заводов (Гипромез), директор металлургического завода в городе Днепродзержинске, Магнитогорского металлургического комбината, первый заместитель наркома тяжелой промышленности, основатель Норильского горно-металлургического комбината, которые сейчас носит его имя, и города Норильска. С началом войны Завенягин был отозван в Москву и назначен заместителем наркома внутренних дел. В 1943 году подключён к работам по созданию атомной оборонной промышленности. С 1944 года руководил работами по добыче урановых руд. Его заслуги в области становления советской промышленности были так велики, что он был похоронен у Кремлёвской стены вместе с высшими партийными деятелями.
В сериале Замятин показан как человек, который ломает бюрократические рамки, служит буфером между жёсткой системой НКВД и учёными, стремясь пойти им навстречу во всех их просьбах ради блага проекта. Эти черты характера и роль – не выдумка: у всех, с кем Завенягин взаимодействовал, он оставил добрые воспоминания. Писатель Даниил Гранин, который работал в 1960-е годы над сценарием фильма "Выбор цели", также о создании атомной бомбы, общался с атомщиками, которые знали его лично:
"С кем бы мы ни говорили, большинство отзывов о нём положительные, даже от таких чрезвычайно критически мыслящих учёных, как Ландау, Флёров, Зельдович, Капица, Петержак, Гольданский... Он защищал этих людей и создавал максимально комфортные условия, а комфорт заключался не столько в материальном положении – обеспечить это проще всего, сколько в возможности свободно говорить, дискутировать, поступать независимо. Завенягин понимал масштабы человеческой личности, особенно в науке. Я думаю, материал для такого понимания давала именно работа с атомщиками, личностями выдающимися. Работа с ними расширила и кругозор, и понимание того, как дорог большой научный талант. И Завенягин сам стал огромной фигурой".
Герой: Игорь Васильевич Курчатов (Юрий Чурсин)
Прототип: Игорь Васильевич Курчатов (1903 – 1960)

Образ великого учёного, как и других персонажей, создатели сериала собирали по воспоминаниям, документам, дневникам.
"Мой характер никак не схож с характером моего героя – он и не может быть схожим, – рассказывает исполнитель роли учёного Юрий Чурсин. – Но тем и интересна моя профессия: чем дальше ты от персонажа, тем интереснее в этом существовать. В этом проекте всеобщие усилия – художников по гриму, по костюму, по реквизиту и декорациям – были направлены на то, чтобы сделать образ и историю максимально реалистичными. Соответственно, было достигнуто максимальное портретное сходство, и от этого внешнего образа искался внутренний характер. Так что мой герой – это коллективный труд.
Больше всего меня удивило в процессе работы над этим проектом то, насколько тяжёлыми были условия работы учёных, и что в этих условиях стало возможным что-то построить. Моему сознанию это фактически неподвластно: как при таких отягощающих обстоятельствах можно было двигаться вперёд, совершить такой мощный научный, индустриальный рывок и при этом обойтись без кровавых экспериментов над людьми в больших масштабах? Мы не будем говорить о том, что это было совсем бескровно – кто заинтересуется, узнает, насколько это был непростой процесс. Но к экспериментам вроде известных бомбардировок мирных городов не пришлось прибегать. И, более того, оказаться в авангарде развития мирного атома, приспособить свои открытия к мирным процессам. Это удивительно!
Конечно, у нас в сериале есть и человеческие истории, это не совсем производственная драма. Но основной темой является именно масштаб происходящего и то, на что способны учёные, на что способна страна. Потому что именно страна построила всю атомную энергетику. Это было сделано, пожалуй, каждым человеком в Советском Союзе!"

Научный путь Игоря Васильевича Курчатова начался в Ленинградском физико-техническом институте под руководством академика Абрама Фёдоровича Иоффе. В возрасте 30 лет он получил степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации. Параллельно занимался теорией атомного ядра, получил звание профессора в 1935 году после выхода монографии "Расщепление атомного ядра" и двух учебных пособий для физических факультетов университетов.
В 1939 году под руководством Курчатова начались работы по строительству циклотрона. Во время Великой Отечественной войны вёл работы по размагничиванию кораблей с целью противоминной защиты. 11 февраля 1943 года 40-летний Курчатов был назначен руководителем работ по осуществлению цепной реакции деления урана ("урановая проблема"). В дальнейшем до конца жизни был бессменным научным руководителем большого комплекса работ, охватываемых понятием "использование атомной энергии".
В 1943 году в Москве под его руководством организована Лаборатория № 2 АН СССР, выросшая впоследствии в Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова. В 1946 году здесь был собран первый в Европе и Азии экспериментальный ядерный реактор Ф-1. В 1949 году под его руководством испытана первая отечественная атомная бомба РДС-1, что означало ликвидацию монополии США на обладание ядерным оружием. Дальнейшие разработки ядерного оружия также шли под его руководством, включая первый отечественный двухступенчатый термоядерный заряд РДС-37, который стал прототипом современного термоядерного оружия. Курчатов пользовался огромным доверием людей, ни одному учёному до него не приходилось руководить такими огромными коллективами. Он трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий, награждён пятью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и другими наградами.
Герой: Мария Замятина (Екатерина Климова)
Прототип: Мария Никифоровна Завенягина

Созданный актрисой Екатериной Климовой образ супруги куратора атомного проекта достаточно условен.
"Конечно, у моей героини отчасти есть прототип, но я не смотрела реальные фотографии, мы не искали с художниками по гриму и костюмам какого-то портретного сходства, – рассказывает актриса. – Когда люди снимают художественное кино, они делают свою историю, так что мы сами придумывали судьбы и отношения людей".
Для создания образа женщины 1940-х годов актриса даже использовала фамильные украшения.
"Все наряды были сшиты, конечно, по лекалам того времени, – рассказывает Екатерина. – Я взяла у своей мамы украшения, которые ей достались от её мамы. Сейчас не купишь такие советские украшения, а тогда они были очень модны: сколько себя помню, на бабушке всегда были серёжки, кулончик и колечко. И мне показалось, что тут это будет уместно. Так что в этой картине я снималась в бабушкиных украшениях".
Перед съёмками мы много общались с режиссёром, с Алексеем Геннадьевичем Гуськовым, разбирали персонажей. Моя героиня, выйдя замуж за такого большого начальника, конечно, мечтала о какой-то другой жизни. Вернувшись домой из эвакуации, она испытывала поначалу некую эйфорию. Но оказалось, что проблема не только в том, что происходит в мире, в стране, есть ещё и внутренние проблемы. Она всю себя, всю свою жизнь посвятила мужу. И в тот момент, когда он сказал ей, что она ему больше не нужна, получается, её жизнь пуста. Она, как может, сопротивляется этому, борется за своё счастье, свою любовь, свой статус. От моей героини вы не дождётесь каких-то подлостей, гадостей. Скорее, наоборот, женщины, которые будут смотреть этот сериал, будут ей сочувствовать. И это так актуально и современно по сей день, что и придумывать тут ничего не пришлось. Пусть даже роль небольшая, но все сцены мы постарались сделать глубокими, наполнить психологизмом. Я думаю, что зритель прочтёт это. Екатерина Климова, актриса
Герой: Григорий Фролов (Илья Малаков)
Прототип (частично): Георгий Николаевич Флёров (1913 – 1990)

Григорий Фролов – образ собирательный, и личность учёного Георгия Флёрова стала одной из его составных частей. Фролов в сериале работает под руководством Курчатова в Ленинградском физико-техническом институте, открывает в 1940 году спонтанное деление ядер урана, попадает на фронт, пишет Сталину письма о необходимости создания атомной бомбы, проводит рискованный эксперимент, – все эти факты из реальной биографии Георгия Флёрова вошли в сериал.
"Я думаю, этими людьми двигало не просто желание, а именно необходимость совершить открытие, – рассказывает исполнитель роли Фролова Илья Малаков. – Если бы в тот момент страна была в несколько более стабильном состоянии, возможно, учёным, как ни странно, понадобилось бы больше времени. Но, находясь в таком стрессе, они титаническими усилиями сделали всё в такой сжатый срок.
У нас на проекте были консультанты, физики Евгений Владимирович и Леонид Алексеевич. Они нам много рассказывали, объясняли, писали формулы на доске. Я их стирал, писал сам ещё раз и ещё. Мне важно было не только понимать, что я пишу, чтобы не скатиться в образ чокнутого ученого, но и перенять их манеру, скорость, в каком-то смысле небрежность. Тут рукав мелом испачкан, тут всё в чернилах, за ухом карандаш – но это всё неважно, надо быстрее все записать, потому что жажда открытия превыше всего. Исходя из того, что я вообще гуманитарий, физико-математического склада вообще никакого, мне было очень тяжело понять сам принцип их работы и "заражённость" профессией. Глядя на то, насколько они романтики, насколько они эмоциональны, когда говорят и выписывают эти огромные формулы, я увидел, что это то же самое, как музыкант пишет симфонию или писатель – роман. И за счёт этого, я надеюсь, мне удалось понять и передать способ их существования".

Георгий Флёров ещё до войны проявил себя как талантливый физик-экспериментатор. В 1939 году он вместе со Львом Русиновым провёл опыты по определению ключевого для осуществления цепной ядерной реакции параметра — числа вторичных нейтронов. Было доказано, что при делении ядер урана испускается более двух вторичных нейтронов. А уже в следующем году Флёров вместе с Константином Петржаком открыл новый тип радиоактивного превращения — спонтанное деление ядер урана. Осенью 1941 года Флёров ушёл добровольцем на фронт, где служил техником-лейтенантом 900-й разведывательной авиационной эскадрильи. На фронте написал несколько писем Верховному главнокомандующему И. В. Сталину, в которых доказывал необходимость создания советской ядерной бомбы: он был уверен, что над ней работают западные учёные, поскольку они прекратили публиковать свои статьи на тему ядерного распада в научных журналах.
В 1942 году Флёрова в числе других советских учёных отзывают из действующей армии и направляют для работы в команде Курчатова.
В 1949 году Флёров, его соратник Юрий Замятин, Курчатов и офицеры госбезопасности, осознанно рискуя жизнями, приняли участие в опасном эксперименте по определению критической массы плутония. Учёный также принимал участие в испытаниях первой атомной бомбы, где отвечал за нейтронные измерения. Для контроля параметров взрыва он сконструировал специальный дистанционный датчик нейтронного фона, установленный рядом с зарядом, который передавал информацию непосредственно в командный бункер.
В 1950-е годы исследования Флёровым реакций между сложными ядрами привели к созданию Лаборатории ядерных реакций в Объединённом институте ядерных исследований в Дубне, которой он руководил до последних дней жизни. В знак признательности заслуг учёных Лаборатории и их вклада в мировую науку 105-й химический элемент был назван "Дубнием".
Герой: Евгений Беляев (Алексей Кирсанов)
Прототип (частично): Константин Антонович Петржак (1907 – 1998)

Георгий Флёров и Константин Петржак были аспирантами у Курчатова: они вместе открыли спонтанное деление ядер урана. Для проверки влияния на явление космических лучей решено было провести измерения в метро, где интенсивность космического излучения в десятки раз меньше, чем на поверхности. Эффект под землёй не отличался от наблюдавшегося в лаборатории, поэтому отпали последние сомнения в том, что это — спонтанное деление ядер урана. За открытие Петржак в 1946 году был удостоен Государственной премии.
Эти эпизоды реальной биографии Петржака – открытие деления ядер и измерения в метро "Динамо" – вошли в сериал. На этом сходство героя с прототипом заканчивается, строго говоря, только эти эпизоды намекают на биографию учёного в сериале.

После своего открытия Константин Петржак планировал защитить диссертацию, но началась Великая Отечественная война. Он был призван в армию и защитил свою работу через год, когда был демобилизован и направлен в Казань, в распоряжение АН СССР для использования его по гражданской специальности. В 1948 году учёный защитил докторскую, посвящённую методу сопутствующих частиц. Её материалы оказались важными для атомной промышленности, и Петржак создал и возглавил лабораторию нейтронной физики и физики деления в Радиевом институте, которой руководил около 40 лет. Наряду с фундаментальными исследованиями физики деления, Петржак с сотрудниками с конца 1940-х годов решал задачи, связанные с созданием атомного щита Советского Союза. За участие в выполнении правительственных заданий Константин Петржак в 1950 году был удостоен Премии Совета Министров СССР, а в 1953 году ему были присуждены вторая Государственная премия и орден "Трудового Красного Знамени".
Сериал "Атом"
Режиссёр-постановщик: Нурбек Эген
Авторы сценария: Елена Квасова-Дюффорт, Лариса Степанова, при участии Виталия Москаленко
Композитор: Пётр Фролов-Багреев
Оператор-постановщик: Фёдор Стручёв
Художник-постановщик: Владислав Серебренников
Художник по костюмам: Екатерина Невейницына
Художник по гриму: Дарья Терехова
Художник по реквизиту: Алексей Вирченко
В ролях: Алексей Гуськов, Юрий Чурсин, Илья Малаков, Ольга Сутулова, Аня Чиповская, Алексей Кирсанов, Гурам Баблишвили, Екатерина Климова, Дмитрий Муляр, Наталия Батрак, Родион Галюченко, Сергей Погосян, Мария Чернолихова, Олег Каменщиков, Алэн Салтыков и многие другие.