Переживший блокаду и потерявший в ней отца артист балета Михаил Шпагин (1938–2019) всю жизнь посвятил танцу, но так хотел рисовать, что стал и художником. Его сын Алексей получил образование графического дизайнера, но, по его словам, такой всепоглощающей страсти к рисованию, как у отца, у него не было.
– Он этим жил, рисовал каждый день – таким рвением может похвастаться не каждый художник, – рассказывает Metro Алексей. – Живопись была главным в его жизни после танца. Это стало для него отдушиной после театра, который был очень тяжёлым трудом.
Сейчас Алексей Шпагин распродаёт коллекцию рисунков и живописных работ своего отца.
Михаил Шпагин в 1957 году окончил Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой вместе с Рудольфом Нуриевым, про которого говорил: "Мы выкладывались на 70%, а Рудик – на все 200%". Шпагин протанцевал в труппе Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (сейчас Мариинский театр) 20 лет и объездил с ней полмира. В эти поездки он всегда брал бумагу и карандаши.
– В зарубежных поездках не разрешали разгуливать по городу в одиночку, все ходили группами, а группу не будешь просить: подождите, мне надо остановиться порисовать, – рассказывает Алексей. – Поэтому отец всегда просил какую-то балерину пойти с ним на этюды.
Перед глазами танцовщика и художника всегда было много балетных сцен – и его сокурсники и сокурсницы остались на его графических работах. С Михаилом Шпагиным учились нынешний профессор Вагановской академии Марина Васильева и народная артистка СССР Габриэла Комлева. В коллекции графических работ художника сохранилось несколько зарисовок из стен академии.
– Балет – это огромный и кровавый труд, – говорил танцовщик и художник.
Из-за больших нагрузок в балетной академии заниматься живописью было невозможно: учились шесть дней в неделю, часто по 12 часов в день. Михаил мечтал начать рисовать после окончания училища – так и получилось, когда он стал артистом кордебалета Кировского театра. Он познакомился с художником Георгием Овечкиным, который начал приучать его к живописному труду. Но танцовщик уже был научен тяжело работать в балетной школе, так что соблюдать дисциплину ему было несложно.
По рассказам сына, в поездках за границу Михаил Шпагин всегда покупкам предпочитал музеи: 15 раз ходил в Лувр, один билет в который стоил 1 франк, – за 15 франков можно было купить хорошие брюки из джерси.
– Мы предпочитали экономить на еде, но покупали книги, – рассказывал художник.
После выхода на пенсию в 39 лет Михаил Шпагин начал преподавать в балетной школе и продолжил рисовать – теперь уже больше маслом. И каждую зиму обязательно изображал блокаду – в память о погибшем в её годы отце. Работы художника находятся в коллекциях Рудольфа Нуриева, Михаила Барышникова, Натальи Макаровой, а также в частных коллекциях в России, Италии, Франции, Бельгии, Финляндии, Японии и Америке.
"Всякий раз я пишу так, будто пишу последнюю вещь – так рисовал Ван Гог", – любил говорить Михаил Шпагин. Всего танцовщик и художник успел нарисовать около 2 тысяч полотен.