Российские археологи нашли необычный амулет в Великом Новгороде на Троицком раскопе. Им оказался крупный кабаний клык, остриё которого было закрыто орнаментированной металлической оправой.
– Такая группа амулетов достаточно значительная в Новгороде, в ней более 250 находок, но впервые мы встретили амулет в металлической оправе, – рассказывает Metro Елена Тянина, сотрудник кафедры археологии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. – А что ещё удивительно, находки такого размера ранее не было. Клык принадлежал очень крупному, матёрому секачу. В результате остеологических исследований было установлено, что животное весило больше 100 килограмм, ему было больше 8 лет.
Одолеть такую махину было крайне сложно, но тем интересней была подобная охота на кабана. В средневековое время поединки с дикими животными были традиционными развлечениями для знатных особ и их дружинников. В XIII–XIV веках в Новгороде заключались договоры с князьями, где говорилось, что на расстоянии до 60 вёрст от города охотятся только знатные новгородцы, а за 60 уже могут охотиться князь и его дружина.
– Дома таких животных, конечно, не держали. Охота на кабана была уделом знати и представителей воинской среды – дружинников. На кабана не охотились ради промысла, чтобы добыть мясо или шкуру, это было развлечением, причём довольно опасным, ведь кабаны дикие и свирепые. Поэтому победить такого зверя в единоборстве считалось высшим проявлением доблести и отваги, – говорит Елена Тянина.
Неудивительно, что, одолев секача, человек захотел сохранить его частицу себе на память. Однако дело не только в этом.
– Клыки были не только охотничьим трофеем. Человек, который добывал зверя, верил, что сила и ловкость животного переходит на него, – объясняет специалист. – И конечно же, считалось, что такие острые, режущие клыки способны отогнать всякую нечисть.
Именно крупный размер кабана побудил удачливого охотника не просто взять со своей добычи клык в качестве амулета, но и заказать у ювелира оправу с гравировкой, имитирующей драгоценный металл. Состав металла основы – олово с небольшими добавками свинца и меди.
К слову, долгое время олово было заморским металлом. Начиная с XII в. его экспортировали в европейские страны с Британских островов – из Девона и Корнуолла. И только после этого новгородские ювелиры получали оловянный лом через своих посредников – готландцев (древнегерманское племя), а позднее – ганзейцев (Ганзея возникла в середине XIII века и была крупным политическим и экономическим союзом свободных торговых городов Северо-Западной Европы).
Вообще, амулеты из клыков кабана делались не так часто. В основном это был медведь, потому что медвежий культ был очень характерен не только для нашего северо-запада, но и вообще для всей северной Евразии. Новгород не был исключением.
– Также амулеты делали из клыков волка, из костей бобров, лошадей и коров. Каждое животное имело своё значение. К примеру, лошади и коровы привлекали достаток и благополучие в дом. Вспомните сказку "Крошечка-Хаврошечка", где корова помогла девочке. Из коней делали не только амулеты, но и закапывали их черепа под строящиеся здания. Бобры были связаны с людьми, которые занимались промыслом, – рассказывает Елена Тянина. – А амулеты из клыков волка либо носили люди, которые занимались колдовством и знахарством, либо это были младенческие обереги, которые вешали над колыбелью или ребёночку на шею, давали его кусать, чтобы у него быстрее резались зубы. Почему именно детям и колдунам? Считалось, что волк – это медиатор, символ перехода между миром живых и миром мёртвых. А к нему ближе всего находятся дети, которые только пришли в этот мир, либо колдуны.