Археологи МГУ исследовали необычный древний амулет из кабаньего клыка

Metro узнало у российского учёного, из каких ещё животных делали обереги наши предки и с какой целью
Археологи МГУ исследовали необычный древний амулет из кабаньего клыка
Предоставлено МГУ имени М. В. Ломоносова.
Уникальная находка из кабаньего клыка в металлической оправе из Великого Новгорода.

Российские археологи нашли необычный амулет в Великом Новгороде на Троицком раскопе. Им оказался крупный кабаний клык, остриё которого было закрыто орнаментированной металлической оправой.

– Такая группа амулетов достаточно значительная в Новгороде, в ней более 250 находок, но впервые мы встретили амулет в металлической оправе, – рассказывает Metro Елена Тянина, сотрудник кафедры археологии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. – А что ещё удивительно, находки такого размера ранее не было. Клык принадлежал очень крупному, матёрому секачу. В результате остеологических исследований было установлено, что животное весило больше 100 килограмм, ему было больше 8 лет.

Охота на кабана. Манесский кодекс. Западная Европа 14 в.
Предоставлено Еленой Тяниной.
Охота на кабана. Манесский кодекс. Западная Европа 14 в.

Одолеть такую махину было крайне сложно, но тем интересней была подобная охота на кабана. В средневековое время поединки с дикими животными были традиционными развлечениями для знатных особ и их дружинников. В XIII–XIV веках в Новгороде заключались договоры с князьями, где говорилось, что на расстоянии до 60 вёрст от города охотятся только знатные новгородцы, а за 60 уже могут охотиться князь и его дружина.

– Дома таких животных, конечно, не держали. Охота на кабана была уделом знати и представителей воинской среды – дружинников. На кабана не охотились ради промысла, чтобы добыть мясо или шкуру, это было развлечением, причём довольно опасным, ведь кабаны дикие и свирепые. Поэтому победить такого зверя в единоборстве считалось высшим проявлением доблести и отваги, – говорит Елена Тянина.

Неудивительно, что, одолев секача, человек захотел сохранить его частицу себе на память. Однако дело не только в этом.

– Клыки были не только охотничьим трофеем. Человек, который добывал зверя, верил, что сила и ловкость животного переходит на него, – объясняет специалист. – И конечно же, считалось, что такие острые, режущие клыки способны отогнать всякую нечисть.

Цифра
XII – начало XIII вв.
– к этому времени отнесли находку.

Именно крупный размер кабана побудил удачливого охотника не просто взять со своей добычи клык в качестве амулета, но и заказать у ювелира оправу с гравировкой, имитирующей драгоценный металл. Состав металла основы – олово с небольшими добавками свинца и меди. 

К слову, долгое время олово было заморским металлом. Начиная с XII в. его экспортировали в европейские страны с Британских островов – из Девона и Корнуолла. И только после этого новгородские ювелиры получали оловянный лом через своих посредников – готландцев (древнегерманское племя), а позднее – ганзейцев (Ганзея возникла в середине XIII века и была крупным политическим и экономическим союзом свободных торговых городов Северо-Западной Европы).

Вообще, амулеты из клыков кабана делались не так часто. В основном это был медведь, потому что медвежий культ был очень характерен не только для нашего северо-запада, но и вообще для всей северной Евразии. Новгород не был исключением. 

– Также амулеты делали из клыков волка, из костей бобров, лошадей и коров. Каждое животное имело своё значение. К примеру, лошади и коровы привлекали достаток и благополучие в дом. Вспомните сказку "Крошечка-Хаврошечка", где корова помогла девочке. Из коней делали не только амулеты, но и закапывали их черепа под строящиеся здания. Бобры были связаны с людьми, которые занимались промыслом, – рассказывает Елена Тянина. – А амулеты из клыков волка либо носили люди, которые занимались колдовством и знахарством, либо это были младенческие обереги, которые вешали над колыбелью или ребёночку на шею, давали его кусать, чтобы у него быстрее резались зубы. Почему именно детям и колдунам? Считалось, что волк – это медиатор, символ перехода между миром живых и миром мёртвых. А к нему ближе всего находятся дети, которые только пришли в этот мир, либо колдуны.