
Удивительно, но имена Анны Павловой и Анны Ахматовой практически не пересекаются в истории культуры, хотя они были современницами и петербурженками (Ахматова, как известно, переехала в Царское Село в детстве из Одессы, где родилась). Ахматова никогда ничего не писала о Павловой, а Павловой, вероятно, ни о чём не говорило имя Ахматовой. Может, потому, что Ахматова была моложе Павловой на восемь лет, а в юности это существенная разница: когда молодая поэтесса училась на историко-литературных курсах в Петербурге, Павлова уже поехала с Дягилевым в Париж, после чего и началась её мировая слава, навсегда разлучившая её с Россией. Возможно, они и могли пересечься в Париже в 1910 году, где будущая Ахматова и познакомилась с Модильяни, но этого не произошло. Кроме общей эпохи, в которой им обеим так по-разному выпало прославиться и жить, их ещё объединяло самое очевидное – имя, которое, как оказалось, несёт в себе некое предопределение.
– Мы решили взять за основу истории двух великих женщин, обязательно русских, для которых единое имя определяло судьбу, – рассказывает автор либретто и режиссёр спектакля Феликс Михайлов. – Из этого возникла история двух Анн – Ахматовой и Павловой.

Строго говоря, Ахматова и Павлова в спектакле тоже не пересекаются: у него две, совершенно не похожие одна на другую, части. Первая – рассказ об отношениях Ахматовой, Гумилёва и Модильяни, вторая – набросок жизни Павловой, в которой встречаются имена Энрико Чекетти, Виктора Дандре, Чарли Чаплина, Александра Вертинского и других.
Практически все известные нам в истории искусства женщины, носившие имя Анна, были лишены чувственной женской любви в лирико-драматическом смысле этого слова. Чаще всего их настигала трагическая любовь, страсть, которая их уничтожала, делая из этих женщин сильных людей. Это, в том числе, и отношения Ахматовой и Модильяни, которые покрыты тайной. Я убеждён, что это короткое знакомство, обросшее легендами, и создало из Анны Горенко Анну Ахматову – женщину, которая отказалась от любви в пользу своего поэтического таланта и стала великим поэтом, символом эпохи. То же самое произошло и с Анной Павловой: на самом деле, нет подтверждения, насколько их отношения с Виктором Дандре были чувственными, насколько это не был брак по расчёту. Павлова тоже стала тем самым одиноким лебедем, отказалась от женской любви в пользу своего таланта танцовщицы, создав легенду о том, что такое великая балерина. Феликс Михайлов, автор либретто и режиссёр спектакля
Первая часть спектакля носит название "В чертогах памяти" и представляет из себя сложное соединение из танца, живой музыки, чтения и драмы. Фигура Ахматовой раздваивается: актриса БДТ имени Г.А. Товстоногова Полина Толстун, в синем с жёлтой шалью платье, как с известного портрета Натана Альтмана, открывает спектакль чтением строк стихотворения Ахматовой "Есть три эпохи у воспоминаний". Актриса воплощает зрелую Ахматову, которая рассказывает о себе в юности: перед ней на сцене кружится её молодая тень, и эту роль в спектакле сегодня вечером в Малом театре будет танцевать Элеонора Севенард.
– Это её воспоминание о том, что же было тогда, почему это не продлилось, какие чувства испытывала она, Гумилёв и Модильяни, по её мнению, – рассказывает Феликс Михайлов. – В основу текста мы положили её стихи того периода, из первого сборника "Чётки", где ещё свежи эмоции этих отношений, и её эссе, которое она писала на протяжении четырёх лет, но которое в итоге заняло всего 6 страниц. То есть 4 года человек думал над каждым словом, каждой строчкой, чтобы не сказать ничего, что приоткрыло бы завесу тайны. Она пишет о том, как они с Модильяни познакомились, как они говорили о поэзии, как смотрели картины в Лувре – и ни слова о чём-то другом. И мы наложили одно на другое: воспоминания Ахматовой в возрасте и очень девичье, эмоциональное, сиюминутное выражение чувств молодой женщины.

Надо сказать, что чтение Полины Толстун (известной любителям сериалов, в том числе, по "Триггеру" и "Калимбе") ни в чём не уступает по силе и накалу эмоций развернувшимся на сцене танцам между Ахматовой, Модильяни и Гумилёвым. По сути, она дирижирует этой частью спектакля: из силы произносимых ею ахматовских строк вырастают эти фигуры на сцене, и по её воле они то пропадают, то исчезают в голосе и тумане её воспоминаний. Кстати, что касается тумана: отдельной строкой стоит сказать о костюмах, которые для спектакля создала известный дизайнер Светлана Тегин. И если первая часть спектакля об Ахматовой выдержана в достаточно сдержанных формах и цветовой гамме, как скрывающееся за туманом времени воспоминание, то во второй части, посвящённой Анне Павловой, фантазия модельера развернулась в полную силу: тут и намёки на спектакли "Русских сезонов" в Париже, и кинобуффонада Чаплина, и отсылки к картинам Пикассо тех лет.
– Отделение, связанное с Павловой, решено в стиле некоей эксцентрики: станцевать великую танцовщицу нереально, поэтому её воплощают несколько балерин, – рассказывает Феликс Михайлов. – Первая любовь, рождение её как балерины из "гадкого утёнка", отношения с Дандре, встреча с Чаплиным, Вертинским – это разные эпизоды её жизни в разных эмоциональных состояниях, разные грани характера и таланта Павловой. Мы не могли доверить это одной балерине, легенда должна быть рассказана больше образами, чем конкретикой.

Так, балерина Елизавета Кокорева очень острохарактерная и живая, поэтому ей достались эпизоды отношений с Чаплиным и Фокиным, которые комически решены как борьба цирковой танцовщицы и брутального силача. В "павловскую" историю добавлена эксцентрика в духе Феллини, что призвано показать, как великая балерина стала заложником того образа, который создала.
Несмотря на весь развернувшийся во второй части на сцене карнавал ролей, называется она "Без любви", потому что рассказывает всё о том же, что и первая часть: как "дыхание искусства обуглило", по выражению Ахматовой, жизни двух этих легендарных женщин, охотно променявших женское счастье на труд над своим талантом.
"Две Анны"
"А. Ахматова. В чертогах памяти"
балет в одном действии на музыку Сезара Франка
Хореограф-постановщик – Юрий Посохов
"А. Павлова. Без любви"
балет в одном действии
Композитор – Илья Демуцкий
Хореограф-постановщик – Павел Глухов
Автор либретто, режисcёр – Феликс Михайлов
Сценограф – Мария Трегубова
Дизайн костюмов – Светлана Тегин