Акция "Культура памяти" позволяет молодым почтить память великих артистов

Вместе с известными актёрами Metro посетило могилы Станиславского, Немировича-Данченко, Чехова и других деятелей культуры
Акция "Культура памяти" позволяет молодым почтить память великих артистов
Vasil Kuzmichonak
Константин Хабенский возложил цветы на могилу Константина Сергеевича Станиславского

Тёплый солнечный день явно соответствует ожиданиям организаторов мероприятия: на Новодевичьем кладбище в Москве собрались сотрудники театров и музеев, молодые актёры и волонтёры, чтобы навести порядок на местах последнего пристанища великих артистов.

Собравшись у центрального входа, мы двинулись мимо могилы Юрия Никулина. "Очень тёплый памятник, – подумалось мне. – И верный друг артиста, ризеншнауцер Фёдор, тут, в ногах".

И вот мы у первого захоронения – Алексея Викторовича Щусева, советского архитектора, построившего Мавзолей Ленина на Красной площади. Волонтёры вместе с директором Музея архитектуры имени А. В. Щусева Натальей Шашковой уже очищают памятник от грязи влажными салфетками, другие – собирают листья.

– Параллельно с нами на Ваганьковском кладбище сотрудники театров наводят порядок на могиле брата Алексея Викторовича, инженера Павла Щусева, – рассказывает Шашкова. В этот момент двое мужчин, активно занятых уборкой, чтобы достать до верха гранитного памятника, решают подсадить друг друга.

– Ты сколько весишь? – спрашивает один в жёлтой футболке.

– 57 килограмм, – отвечает второй.

– Отлично, полезай мне на спину, – подсаживает себе на плечи первый парня в рубашке.

По пути останавливаемся и возлагаем цветы на могилы министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, певицы Людмилы Зыкиной и других. У захоронения балерины Галины Улановой встречаем семейную пару – артистов Большого театра с младенцем.

– Мы стараемся передать новому поколению память о великих людях, которые для нас – учителя и вдохновение, – поделился мужчина, указывая на дитя.

Тут к разговору присоединился и гендиректор Большого театра Владимир Урин.

– Сейчас на Новодевичьем "лежит" практически вся история нашей страны по именам, – отмечает он. – Акция замечательная. Но забота об этих могилах должна быть не акцией, а повседневной нормой.

На могилах великих Константина Станиславского и Олега Ефремова встречаем актёров Игоря Золотовицкого и Константина Хабенского.

– Люди-планеты! – восклицает первый. – Станиславский и Немирович-Данченко перевернули и мировой театр: когда про американских актёров говорят, что при виде их мурашки по коже, ответ очевиден: они учились по системе Станиславского.

– Изначально думать о местах вечного покоя великих актёров начал ещё Олег Табаков, – добавляет Хабенский. – И если акция станет традицией – замечательно.

Вдруг слышу знакомый голос, оборачиваюсь – и лицо знакомое! Это же моя подруга – актриса МХАТа им. Горького. Никогда бы не подумала, что встретимся именно тут. Но Эля – ещё одно подтверждение, что память великих чтут и молодые актёры, чем подтверждают слова Олега Табакова: "Смысл жизни в том, что жизнь на тебе не заканчивается".

Крест Ростроповича. Супруги – оперная певица Галина Вишневская и музыкант Мстислав Ростропович – похоронены вместе. Здесь создана композиция из белого и чёрного мрамора, в основании которой православный крест.
Vasil Kuzmichonak
Могила Немировича-Данченко. Здесь установлен семейный надгробный комплекс, в центре которого мраморный барельеф жены Екатерины. А у режиссёра – горизонтальная надгробная плита.
Vasil Kuzmichonak
Барельеф Москвина. На мраморной стеле выгравирован портрет актёра, известного нам по роли царя Фёдора Иоанновича. Тут же покоится и его горячо любимая жена.
Vasil Kuzmichonak
Крест Ростроповича. Супруги – оперная певица Галина Вишневская и музыкант Мстислав Ростропович – похоронены вместе. Здесь создана композиция из белого и чёрного мрамора, в основании которой православный крест.1/3