Название экспозиции "Вертикаль", конечно же, связано с одноимённым фильмом режиссёра. Реквизиты со съёмок хранились в его доме долгие годы. Их передала в Музей кино вдова Говорухина Галина Борисовна. Например, в числе многочисленных вещей есть ледоруб, которым пользуются герои "Вертикали".
– Это дипломная работа Славы, – рассказала Metro народная артистка РСФСР Лариса Лужина, исполнившая в картине одну из главных ролей. – Мы прожили пять месяцев в горах Приэльбрусья, досконально изучив жизнь альпинистов. Говорухину всё это было очень близко, у него был второй разряд по альпинизму, он сам не раз участвовал в восхождениях, и всем этим нас "заразил"! Мы просто жили на экране, помещённые в условия сценария, и по сути даже не играли, а были собой, поэтому фильм получился правдивым. Это была идея Славы. Нам даже не поменяли имена – Высоцкий так и был Володей, а я Ларисой.
По словам актрисы, незадолго до съёмок Говорухину запретили снимать Высоцкого, но режиссёр его "отвоевал"!
– Сказал, что без Володи и его песен снимать ничего не будет, – вспоминает Лариса Анатольевна. – У Говорухина было потрясающее актёрское видение: Высоцкий "вытянул" весь фильм. Песни рождались прямо на съёмочной площадке и тут же шли в фильм! Мы все были самыми счастливыми в эти моменты.
Хранится в музее и обломок вертолёта, который потерпел аварию в горах со съёмочной группой на борту 26 июля 1969 года, когда Говорухин снимал "Белый взрыв".
Как рассказала старший научный сотрудник Музея кино Эмма Малая, Говорухин считал эту дату вторым днём рождения.
– При падении вертолёта чудом никто не погиб, – говорит она. – Говорухин называл это особым знаком – судьба сберегла для важных дел, и он очень ценил и любил жизнь, старался успеть как можно больше.
На выставке можно увидеть реквизиты из фильма "Асса": афиши, на которых изображён знаменитый эпизод – Ялта в снегу, "переговорную" трубу – "коммюникейшн тьюб", которую Говорухину подарил после съёмок режиссёр Сергей Соловьёв. Кстати, если что- нибудь сказать в эту трубу, вам тут же ответят: прозвучит запись голоса Станислава Говорухина с цитатами из фильма.
Публицист Лариса Штейнман-Альберти, дружившая с Сергеем Соловьёвым, вспоминает, как тот рассказывал о съёмках "Ассы", где Говорухин "выкладывался по полной" в главной роли:
– Самые важные эпизоды снимали в Ялте, и вдруг выпал снег! По сценарию этого не было, и Соловьёв решил ждать. Но Станислав Сергеевич убедил: "Непременно нужно снимать пальмы в снегу! Зритель это запомнит!". Он не ошибся. Кстати, Соловьёв вспоминал в одном из наших разговоров, что Говорухин замечательно перевоплотился в своего героя Андрея Крымова – авторитетного и жёсткого хозяина жизни. Соловьёв был доволен, что уговорил его сниматься, ведь тот сначала наотрез отказывался.
Среди экспонатов выставки есть и живописные работы режиссёра.
– Он очень любил рисовать, – подтверждает Эмма Малая. – Для режиссёра это важно – чувствовать цвет, работать с пространством. К тому же его живопись нравилась и знакомым художникам. Шилов, напри-мер, с интересом относилсяк его творчеству и написал его портрет. Он тоже есть на выставке.