Сегодня вместе с проектом "Народная история России" Metro знакомит читателей с воспоминаниями горожан, которые застали не только первые троллейбусы, но и трамваи без дверей, конки, запряжённые лошадьми, и тележки с соломой, которые использовали как общественный транспорт.
"Отец мечтал быть лётчиком. И он всё время порывался туда пойти. Но он не смог пройти по зрению – хорошо видел всё без всяких очков, безо всего, но в темноте он видел хуже. Поэтому пошёл, значит, вот работать… Он был одним из первых, кто сел водить троллейбусы. Как молодой человек, искал себе интересную работу. Не будет же он работать в прачечной или где, и из-за этого хотел так вот... и пробовал себя. Но он говорил, что нет, не смог, потому что это всё время быть как бы на привязи, всё одно и то же, не было много маршрутов. Сам по себе троллейбус – это и скорость иная, и вообще, ещё были лошади. В наше время-то троллейбусы были похуже, а там бог знает какие ходили – маленькие, кругленькие, какие-то они были овальные. Только по Сретенке ходили", – рассказала Ковалёва Любовь Николаевна, 1939 г.р., записала Ларионова Анна.
"Когда моя мама была маленькая, одна из её тёток снимала дачу где-то здесь, в районе Новогиреево. И чтобы к ней приехать на дачу с Чистых прудов, в начале вёз чистый извозчик, лихач так называемый – он вёз до Абельмановской заставы, то бишь до "Площади Ильича". До Рогожской заставы. До Рогожки. А дальше надо было нанимать деревенского ваньку с телегой, застеленной соломой. Потому что чистые извозчики сюда не шли. Вот, дальше ехали на ваньке. На таком уже пригородном извозчике. Телега, лошадка такая, тюхи-плюхи", – рассказала Сухова Элина Константиновна, 1966 г.р., записала Богатырёва Ирина.
"Раньше трамвай "А" ходил на Чистые пруды, но сейчас это маршрут автобуса "А". У него конечная была на Трубной площади. Говорят, его убрали, потому что очень крутая гора. Слышала даже, что ещё конка была давно, которую подпрягали лошадьми из-за крутой горы. Вагончик такой подпрягали. Но я уже там трамвая никогда не видела. Получается, что у нас по Петровскому бульвару вообще почти ничего не ходит", – рассказала Красникова Анна Евгеньевна, 1986 г.р., записал Гардер Михаил.
"Трамвай, который привозил меня сюда в школу и проходил под окнами улицы Свободы в центре Тушино. Это такой трамвай старинный, трёхвагонный, красный. Очень много рабочего люда приезжало на электричке. Они садились или на Тушинской, или на улице Циолковского около моей остановки дома и до завода, вот до круга бывшего, на трамвае. Люди висели на подножках, на сочленениях между вагонами, и мне приходилось тоже также висеть две остановки, чтобы не опоздать в школу в 9-й класс. Однажды зимой было –30 градусов. Я не успел надеть варежки – опаздывал. Стоял на буфере, на последнем этом буфере, держался за железо, и примёрзли, прилипли руки. Иначе было никак, невозможно было сесть в вагон. С первого урока пришлось идти в медпункт", – рассказал Бородулин Андрей Николаевич, 1949 г.р., записала Елагина Валерия.
Дополнить народную историю своими воспоминаниями может каждый:
- "Народная история России" – реализуемый в Московской высшей школе социальных и экономических наук и поддержанный Фондом президентских грантов проект, в котором публикуются устные рассказы жителей российских городов. Это семейные истории, предания и легенды, воспоминания о событиях истории и многое другое. Суть в том, чтобы личные воспоминания, которые, казалось бы, не могут заинтересовать широкую публику, становились частью общей исторической памяти. Изучить их можно на сайте pastandnow.ru.
- "Если, например, ваша соседка классно рассказывает и вы понимаете, что очень хочется это записать, я обязательно вам помогу, – говорит руководитель проекта, социальный антрополог, кандидат филологических наук, заведующий лабораторией теоретической фольклористики РАНХиГС, старший научный сотрудник МВШСЭН Никита Петров. – Пишите мне на pastandnow@yandex.ru или заполняйте форму на clck.ru/SvoxD".