Новая сила
До революции и в первые десятилетия СССР хоккей с шайбой находился на вторых ролях после бенди (хоккей с мячом). В журнале "Физкультура и спорт" за 1932 год есть такие строчки: "Игра носит сугубо индивидуальный и примитивный характер, весьма бедна комбинациями и в этом смысле не выдерживает никакого сравнения с бенди. На вопрос, следует ли у нас культивировать канадский хоккей, можно ответить отрицательно".
Однако сразу после Великой Отечественной, в 1946 году, Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту организует первый чемпионат СССР по хоккею. Вид спорта набирал популярность, в хоккей стали переходить известные футболисты, что было тогда вполне естественным процессом.
Первое время, как и в футболе, верхние строчки в турнирной таблице хоккейного чемпионата оккупировали московские "Динамо" и ЦДКА. Навязывать конкуренцию титанам пытался столичный "Спартак". Но у них появился серьезный конкурент — "авиаторы".
Команда ВВС МВО (Военно-воздушные силы Московского военного округа) была основана 21 декабря 1946 года. Её курировал сын вождя Иосифа Сталина Василий, с 1948 года — командующий ВВС МВО (и это в 26 лет, причем ему довелось командовать авиапарадом на Красной Площади).
Заодно Василий был страстным поклонником хоккея. У его клуба появилось даже неофициальное название: Ватага Василия Сталина.
Первым тренером "хоккейных лётчиков" стал Анатолий Тарасов, который однажды создаст Красную Машину. Заодно Тарасов играл, наколотив 14 шайб — стал лучшим снайпером в первом хоккейном всесоюзном первенстве.
Однако в 1947 году Тарасов ушел в ЦДКА, а его сменил Сергей Капелькин. А за команду Сталина всё ещё играл брат Тарасова Юрий.
Первые сезоны ВВС не блистал, но когда Василий Сталин перебрался в Москву, то потребовал результат. К третьему сезону клуб укрепил вице-снайпер предыдущего чемпионата, спартаковец Иван Новиков. С ним в "авиаторы" затесался и другой "красно-белый", Зденек Зикмунд. Оба прославились отменной игрой в... теннис.
Зикмунд многие свои теннисные победы одержал в паре с Николаем Озеровым (целых шесть раз (!) выигрывали чемпионат Москвы). А за год до смерти считался вторым теннисистом в СССР. Это не должно удивлять, ведь многие хоккеисты ВВС летом играли в футбол... Знаковый трансфер породил новое прозвище для команды: Взяли Весь "Спартак"!
Зато сезон получился огненным, команда взяла серебряные награды, пропустив вперёд лишь ЦДКА, где блистали Анатолий Тарасов и Всеволод Бобров. Последнего Сталин переманил в ВВС!
Бобров уже отметился уникальным достижением, когда во втором чемпионате СССР забросил 52 шайбы. Естественно, все ждали, что с таким чудо-снайпером ВВС легко станет чемпионом.
Решение Сталина
В четвёртом чемпионате команда ВВС шла вровень с ЦДКА. Внезапно старший тренер Матвей Гольдман лишился работы, когда после неудачного матча с "Динамо"... поздравил с хорошей игрой форварда "бело-голубых" Василия Трофимова. Это разъярило Василия Сталина, который немедленно поставил во главе "авиаторов" Бориса Бочарникова.
Тогда в рядах ВВС уже находился совсем юный Виктор Тихонов. "Каким человеком был Василий Сталин? Судить не берусь. Я тогда был, в сущности, мальчишкой и ни во что особенно не вникал. Безусловно лишь одно. Он был крайне нетерпим к возражениям. Даже Всеволод Бобров, которого Василий Сталин буквально боготворил, не осмеливался ему возражать. Да это было и бессмысленно", — приводит слова Тихонова Александр Колесник в книге "Хроника жизни семьи Сталина".
Бочарников понимал, какая на него возложена ответственность: не упустить армейцев. Он решил, что на матч против челябинского "Дзержинца" надо всенепременно лететь на самолёте, чтобы успеть полноценно потренироваться. К тому же, в Северном Урале стояли крепкие морозы под 40 градусов, и требовалось время на акклиматизацию. Выслушав его аргументы, Сталин согласился и выделил поршневый самолёт Ли-2, аналог американского "Дуглас Си-47".
На самолёт не прибыл Всеволод Бобров, вылет задержался на два часа. Администратора Николая Кольчугина оставили в Москве искать нападающего.
– Было много разных версий, почему Севы не оказалось на том рейсе, – рассказала журналисту Metro Дмитрию Роговицкому вдова Боброва Елена Николаевна. – Но верна лишь одна – он проспал. Возможно, накануне они собрались где-то с ребятами, это было не запрещено. Бобров лег спать, а разбудить его было некому. Команда улетела. Севе взяли билет на поезд, и уже в пути, на одной из станций, он узнал о трагедии.
Виктор Шувалов, будущий олимпийский чемпион, рвался в Челябинск, где жила его семья. "Генерал Сталин объяснил мне: "Ты можешь приехать позже — накануне матча — на поезде. Повидаешься со своими, посмотришь матч. Но сам не играй. Зачем тебе неприятности? Наверняка кто-то из местных будет кричать тебе, что ты — предатель", — вспоминал Шувалов в интервью газете "Труд".
Александра Виноградова спасла драка в матче с "Крыльями Советов" и дисквалификация на два матча.
Команда благополучно вылетела с аэродрома на Ленинградском проспекте и добралась до Казани, а уже там стало известно о тяжёлых погодных условиях. Стояла непроглядная метель.
Командир самолёта Иван Зотов рекомендовал переночевать в Казани, но Бочарников срочно набрал Хозяину, как в ВВС звали Василия Сталина, и уговорил его дать команду лететь немедленно. То есть, роковое решение принял сын вождя. Как пишет "АиФ", майор Зотов не мог не подчиниться.
А уже во время перелёта Зотову доложили, что приземляться в Челябинске невозможно, поэтому он решил взять курс на Свердловск (ныне — Екатеринбург), где был хороший аэропорт "Кольцово".
Однако лётчиков заставили взять верхний эшелон, потому что аэропорт был перегружен и принимал только крупные пассажирские самолёты. Можно себе представить обстановку на борту: самолёт кружит над землёй, расходуя топливо, командир пытается успокоить, но пассажиры в ужасе пересаживаются в хвост. В условиях жесточайшей метели наверняка была еще и болтанка. Зотов много раз заходил на посадку (по одной версии, три раза, по другой — шесть), но никак не мог разглядеть взлётно-посадочную полосу. Включил прожектор, стало только хуже.
Очередная попытка закончилась трагедией, самолёт воткнулся в землю. Двигатели не взорвались, однако от воздушного судна осталась лишь груда металла.
Среди погибших были по-настоящему звёздные игроки. Харрий Меллупс — на тот момент, возможно, лучший голкипер в стране, входил в сборную Москвы (фактически сборную СССР), при этом тройку нападающих Зикмунд-Новиков-Тарасов считали одной из лучших.
Вот целиком состав погибшей команды: вратари Харрий Меллупс и Николай Исаев, защитники Роберт Шульманис, Борис Бочарников (играющий тренер) и Евгений Воронин, нападающие Иван Новиков, Зденек Зикмунд, Юрий Тарасов, Юрий Жибуртович, Александр Моисеев и Василий Володин, врач Михаил Альперин и массажист Алексей Галкин.
Молчание
Команда доиграла сезон, но в призовую тройку не вошла. Как писал АиФ, состоялся даже матч с "Дзержинском" — диктор на стадионе называл фамилии основных игроков команды (без имен), чтобы никто ничего не заподозрил. Например, вместо Жибуртовича на льду был его родной брат Павел, хотя в хоккей он до этого практически не играл.
Прибыл на игру и Виктор Шувалов. "А из Челябинска мы поехали в Свердловск, — рассказывал он "Спорт-Экспрессу". — Повели нас в ангар, где лежали трупы и вещи с разбитого самолёта. Вот это было страшно... Самолёт не горел. Но исковерканные так, что не узнать никого. Всё перемешано. Меня туда позвали попрощаться, наверное. Не думаю, что кого-то опознавали. Поэтому и похоронили всех в одной могиле. Только Юрку Тарасова, брата Анатолия, можно было по носу определить. У него такой горбатый, как у маршала Баграмяна. Около Кольцовского аэродрома целый посёлок — для обслуги. Сельский клуб. На сцене выставили 19 гробов, обтянутых красной материей. Думаю, в них землю подсыпали, чтоб хоть что-то весили. Подходили открытые "студебеккеры", солдаты выносили гробы. На краю кладбища вырыли большую могилу на шесть человек экипажа и 13 хоккеистов. Потом установили гранитный камень, выбили все фамилии. Когда бывал с ВВС и ЦСКА в Свердловске — всегда заказывали автобус до кладбища. Цветы клали. А в газетах так ни строчки и не напечатали. ".
О трагедии в Свердловске советская печать действительно молчала. Экипаж составили военные лётчики, авиацией тогда гордились, ведь после войны прошло всего пять лет. Сообщать гражданам, что произошла нелепая трагедия, в которой погибла ведущая хоккейная команда страны, не решались 20 лет.
Как пишет "Советский спорт", жена командира самолёта, 38-летнего майора Ивана Зотова, Евдокия Илларионовна рассказала, что тот был участником финской и Великой Отечественной войн, получал награды — орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медаль "За боевые заслуги". У него осталась дочь. Вторым лётчиком был Тараненко, штурманом — капитан Пономарёв, борт-механиком — капитан Фомичев, радистом — лейтенант Демченко, механиком — старший сержант Лукьянов.
Зотова считала, что в гибели самолёта виновен в первую очередь Василий Сталин, которого она назвала самодуром. Зная, что лететь из Казани на Урал нельзя по погодным условиям, он тем не менее дал команду на взлёт. Впрочем, такую команду Василий отдал по настоятельной просьбе играющего тренера Бочарникова, которого только что назначили руководить коллективом. Хоккеисты поддержали порыв нового наставника, хотя знали, что по метеоусловиям Урал закрыт. Да, по железной дороге тоже можно было успеть к матчу, но было принято совместное — и роковое решение.
Зотова винила в авиационной катастрофе и Всеволода Боброва, которого хоккеисты тщетно ждали перед отлётом из Москвы. Мол, не будь этой задержки с вылетом, глядишь, прямиком бы пошли на Челябинск, небо над Уралом было ещё чистым.
Как говорили сослуживцы Зотова его супруге, самолёт потерпел крушение из-за потери центровки. Командир не смог выравнять его на высоте 200 метров.
Но всё оказалось не совсем так.
Расследование
В распоряжении "Советского спорта" появился акт, в котором сообщалось о причине авиакатастрофы — неудовлетворительная организация руководства полётами.
Возле аэропорта Кольцово под Свердловском был аэропорт для военных самолётов Арамиль. Из-за халатности наземных служб в тот день приводные радиостанции на обоих аэродромах работали на одинаковых частотах. Штурман Пономарёв попал на частоты радиостанции Арамиля, тогда как самолёт приземлялся в Кольцове. Так что Зотов роковым образом направлял самолёт по курсу и глиссаде, которые давали из Арамиля.
Если чётко выполнять указания с Земли, то можно приземлиться без проблем даже при нулевой видимости. Но поскольку возникла путаница, самолёт Зотова с 30 метров рухнул на землю за пределами аэродрома, поскольку была утеряна пространственная ориентировка.
Судьба ВВС
Василий Иосифович сразу после авиакатастрофы собрал новую команду. Бобров был у него играющим тренером.
— Вообще, сын Сталина был добрым человеком, а главное – безумно любил спорт и делал очень много для его развития, построил на Ленинградке целый спортивный квартал, — рассказала вдова Боброва Metro. — Он часто гостил у Севы. Но, хотя они были ровесниками, ни разу не случалось такого, чтобы Сева назвал его не по имени-отчеству. Кстати, благодаря Василию Иосифовичу шесть хоккеистов, включая Боброва, получили квартиры в "генеральском" доме на "Соколе".
Следующие после трагедии три сезона получились для ВВС триумфальными, команда стала трёхкратным чемпионом СССР. Однако после смерти Иосифа Сталина, отца Василия, её расформировали, объединив с армейским клубом.
Другие авиакатастрофы с командами:
6 февраля 1958 года авиалайнер Airspeed AS.57 Ambassador с командой "Манчестер Юнайтед" на борту разбился после третьей попытки взлёта в аэропорту Мюнхена. Он не смог набрать необходимую для взлёта скорость и врезался в дом, стоявший неподалёку от взлётно-посадочной полосы. Из находившихся на его борту 44 человек погибли 23, ещё 19 получили ранения. "МЮ" все называли Малыши Басби, команда гремела как дома, так и в Европе. Тренер Мэтт Басби не погиб, как и великий британский футболист Бобби Чарльтон. Лишь 7 манкунианцев смогли продолжить карьеру, но "МЮ" снова стал чемпионом Англии в 1965 году, а в 1968-м выиграл Кубок европейских чемпионов.
11 августа 1979 года в небе над украинским Днепродзержинском произошла авиакатастрофа, в которой погиб футбольный клуб "Пахтакор". На борт Ту-134 поднялись 14 футболистов и 3 представителя тренерско-административного штаба. Всего в лайнере было 84 пассажира. За 20 минут до этого из Челябинска в Кишинёв вылетел другой Ту-134, на его борту было 94 человека. Около 13:30 самолёты оказались в опасной близости друг от друга. Катастрофа случилась в 13 часов 35 минут 38 секунд. По одной из версий, самолёты столкнулись лоб в лоб. Они упали в районе села Куриловка. Погибли все 178 человек, находившихся на борту.
7 сентября 2011 года авиалайнер Як-42Д авиакомпании "Як Сервис" совершал международный чартерный рейс AKY 9633 по маршруту Ярославль — Минск. Во время набора высоты в 15:59 на высоте 5 метров самолёт задел левым крылом здание радиомаяка, врезался в берег реки Туношонки, разрушился и сгорел. На борту находился ярославский хоккейный клуб "Локомотив", который летел в Минск на стартовый матч очередного сезона КХЛ, где должен был сыграть с местным "Динамо". Погибли 44 человека на его борту. Выжили только двое: член экипажа Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов, однако от полученных травм (в основном, ожогов) последний умер позже. "Локомотив" был одним из самых сильных клубов страны.
Читайте также: