Покушение, всколыхнувшее Францию, произошло в районе 8 вечера 22 августа 1962 года. Кортеж Шарля де Голля из двух машин и двух мотоциклистов выехал из Елисейского дворца и направился к аэродрому. Президент с супругой Ивонной находились на заднем сиденье Citroen DS, спереди сидел зять президента Ален де Буассьё. В пригороде Парижа Пти-Кламаре подполковник Жан-Мари Бастьен-Тири подал знак стрелкам, чтобы начинали атаку. Он был членом правой военизированной группировки, которая была не согласна с позицией де Голля по Алжиру (президент настаивал, что Алжир должен быть свободным).
Из двух автомобилей, припаркованных у дороги, высунулись пулемёты. По кортежу выпустили более 150 пуль, в кузов машины де Голля попало восемь. Одна разбила окно, осыпав президента и его жену осколками. Водитель Citroen DS Франсис Марру, несмотря на две спущенные шины и сильный обстрел, смог сохранить контроль над машиной и умчаться от нападавших. Всех причастных к нападению де Голль помиловал – кроме Бастьена-Тири.
Режиссёр-документалист Радик Кудояров снял фильм об основателе Пятой республики де Голле, пообщавшись в том числе с де Буассьё, который раскрыл ему некоторые детали происшествия.
– Супруга де Голля не произнесла ни звука! Когда начался обстрел и водитель прибавил ход, она вела себя наиболее героически, – рассказал Metro Кудояров. – Только покрепче прижала свою сумочку, чтобы её смогли идентифицировать, если что-то случится.
Ещё показательный момент: после покушения Ивонну больше всего беспокоило... состояние цыплёнка в маринаде, который лежал в багажнике. Об этом занятном факте написал портал France24.
Впрочем, де Голль тоже оставался невозмутимым.
– Президент считал, что его спасло провидение, – отметил Кудояров. – Он был верующим человеком, воспитанным в католических традициях. Поэтому чудесное спасение во время тщательно спланированного нападения, когда не пострадал ни один из пассажиров, виделось ему именно так.
Как рассказал де Буассьё Кудоярову, президент Франции попросил его, чтобы тот больше с ним никогда не ездил в одной машине. Он опасался, что в один из дней его дочь может одновременно потерять отца и остаться вдовой...
Де Голль вообще очень нежно относился к своим самым близким людям – особенно к младшей дочери Анне, у которой был синдром Дауна.
– После войны, когда де Голль заседал в Матиньонском дворце, его дочка отказывалась засыпать без него, – рассказал Кудояров. – Только он мог её успокоить. И чтобы не огорчать её, он давал задание своему помощнику раздать министрам аперитив или как-то по-другому отвлечь их, а сам уезжал домой, чтобы спеть дочери колыбельную! Считаю, это просто невероятный факт о де Голле.
Читайте также: