Дотянуться до звёзд и заглянуть в недра Земли: в Московском планетарии открылся Лунариум

Экспонаты с высокой точностью моделируют природные физические явления, каждый сможет почувствовать себя учёным или естествоиспытателем
Софья Сандурская / Агентство "Москва"
На космическом этаже нового интерактивного пространства "Лунариум" красиво и уютно.

Реновация постоянной экспозиции началась в 2019 году, незадолго до пандемии. Но работа по созданию уникальных экспонатов не прекращалась. Всё – от идеи до разработки и воплощения – создано руками (и мозгами!) российских специалистов, многие экспонаты абсолютно уникальные, их можно увидеть только в Московском планетарии.

– Для работы над проектом реновации Лунариума мы привлекли команду инженеров – выпускников ведущих российских вузов, мы готовы делиться нашим опытом в реализации высокотехнологичных проектов с коллегами из регионов, – рассказал генеральный директор Московского планетария Виталий Тимофеев

Поднимаемся на Землю

Началось наше путешествие по Лунариуму с верхнего этажа, чтобы завершиться среди звёзд.

– Вы спросите, почему космос внизу, а не наоборот, потому что космос везде – над нами, под нами, вокруг нас,  у него нет границ, – опередил мой вопрос руководитель сектора астрономического образования Московского планетария Александр Перхняк.

Земля в разрезе. Каждый экспонат Лунариума – как арт-объект.
Фото автора
Земля в разрезе. Каждый экспонат Лунариума – как арт-объект.

Знакомство с Лунариумом действительно напоминает путешествие во времени – от древности (такой древности, когда по Земле ещё даже динозавры не ходили) до наших дней. В каком-то периоде можно задержаться и изучить его подробнее, а также ознакомиться с разными характеристиками нашей планеты. Почти все экспонаты имеют QR-код с подробностями для особо любознательных.

Дольше всего я пробыла у инсталляции, рассказывающей о разных эрах развития планеты Земля. Наводишь рычажок на интересующую тебя эру, например палеозой, палеоген, неоген, кембрий или другую, о которой ты не имеешь никакого представления и даже не слышал, – и тут же на экране в формате 4D возникает удивительный мир, исчезнувший миллиарды лет назад. Все фильмы сняты под руководством научных сотрудников Дарвиновского музея.

В следующем зале – про всех животных, рыб и насекомых, живших задолго до нашей эры, можно прочитать, переворачивая яркие картинки. Например, узнаете, кто такой геликоприон, живший 280 млн лет назад, и как он выглядел (спойлер: рыба), или ютиранн, который на сто миллионов лет моложе. Очень увлекательная игра.

Названия большей части древних существ вы, наверняка, увидите впервые.
Фото автора
Названия большей части древних существ вы, наверняка, увидите впервые.

Так же долго я изучала  Периодическую таблицу Менделеева, с которой можно по-разному взаимодействовать. Соединять элементы и видеть на экране результат химического соединения. Нажимать на картинки и наблюдать процесс возникновения вещества. Я впервые в жизни поняла, какая любопытная наука химия, по которой у меня единственная тройка в аттестате.

Лучший способ полюбить химию – провести полчаса у этой интерактивной таблицы, используя все её возможности.
Фото автора

Экспонат “Землетрясение” – симулятор динамических нагрузок, возникающих при землетрясении. Предлагается выбрать уровень залегания сейсмической активности – близко к поверхности или глубоко под землёй. Все экспонаты абсолютно безопасные и почувствовать вибрацию земли, сидя в кресле с пристёгнутым ремнём безопасности, разрешают детям от 5 лет.

Все экспонаты Лунариума абсолютно безопасные.
Фото автора
Все экспонаты Лунариума абсолютно безопасные.

Ну, а далее можно узнать всё о цунами и понаблюдать это явление.

Чем больше узнаёшь о нашей планете, тем сильнее убеждаешься в том, как мало и одновременно много зависит от человека. По крайней мере, заботиться о ней мы можем – чтобы наша эра длилась ещё миллионы лет.

Сейчас решается вопрос о том, что вход в новое пространство можно будет осуществлять через Пушкинскую карту.
Руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский

Спускаемся в космос

Над головой – звёздное небо с точным расположением звёзд. Световую инсталляцию из 56 000 световых диодов создала петербургская компания “Бежко” - каждая звезда делалась вручную (!).

В космическом пространстве на нижнем этаже можно понаблюдать образование лунных кратеров, измерить расстояние от звезды до звезды, от Земли до Солнца, изучить все созвездия, наконец-то запомнить, как выглядит твой знак зодиака. И заглянуть в чёрную дыру (ощущение очень странное).

В космическом пространстве "Лунариума" очень красиво.
Софья Сандурская / Агентство "Москва"
В космическом пространстве "Лунариума" очень красиво.

Информация о планетах дополнена весами. Ты встаёшь напротив той или иной планеты и видишь, сколько ты на ней будешь весить. Так я узнала, что на Луне я вешу 7 кг, на Венере – 41 кг.

Сотрудники Лунариума сказали, что это сверхточные весы.

Испытать ощущение полёта можно на космическом велосипеде. Запускаешь аттракцион, нажимая на красную кнопку, крутишь педали и представляешь, что летишь по маршруту Земля – Марс, не отводя взгляд от экрана с космическими ландшафтами.

Самый популярный экспонат Лунариума.
Фото автора
Самый популярный экспонат Лунариума.

Погружаясь в процесс изучения космоса, думаешь о том, как много мы знаем и как много ещё неизведанного нам предстоит узнать. В Лунариуме мгновенно появляется это желание – узнавать и исследовать, которое помогает совершать открытия. Может быть, когда-нибудь. Лучше так: вероятно и скоро.

Факты о Лунариуме

Стена звука, позволяющая создавать звуки космического пространства, спроектирована для Лунариума разработчиком отечественного аналогового синтезатора “Лира-8” Владом Крейсером.

Технология погружения в исследовательский процесс реализована при помощи уникального аппарата “Рука-манипулятор” и прозрачной LCD-матрицы на органических диодах.

Была проведена сложнейшая реставрация научных экспонатов, экспериментальных приборов и макетов: “Маятник Фуко”, “Теллурий”, подвесное наглядное пособие “Луна”.

В подготовке экспозиции были задействованы 20 специалистов из разных областей науки.