Неизвестный автор на картине начала XVIII века оказался самим Риго

В ГМИИ им. Пушкина сделали важное открытие – там удалось установить авторство картины начала XVIII века, около 40 лет пролежавшей в фондах музея. Чтобы подтвердить имя художника, понадобились запрос в Париж и ренгтенография. А началось всё с неожиданного озарения
Неизвестный автор на картине начала XVIII века оказался самим Риго
Александр Курковский
Анна Сулимова (на фото) смогла идентифицировать не только портретиста, но и портретируемого.

Портрет тогда ещё неизвестного автора был куплен музеем в 1980-х, и с тех пор находился в запасниках, пока на картину не обратила внимание реставратор Елена Москвина.

– У нас был реставрационный осмотр, и ей очень понравилась работа, – рассказывает Metro Анна Сулимова, заведующая отделом искусства старых мастеров. – Елена попросила портрет на реставрацию, но я сказала: "Нет! Вот найду, кто автор, а потом отдам".

У понравившейся реставратору картины был явно не экспозиционный вид.

– Состояние сохранности было удручающее, – вспоминает Анна. – Жёлтый загрязнённый лак лежал неравномерно, а на лице у мужчины из-за лаковых пятен была как будто кожная болезнь.

Тем не менее заведующая отделом искусства старых мастеров стала внимательно изучать работу и вскоре предположила, кто мог быть её автором:

– Стала обращать внимание на детали – доспехи, драпировку. Это было похоже на разгадку ребуса, когда пытаешься сложить все данные воедино и найти ответ. А потом меня осенило: автором может быть Иасент Риго, писавший портреты Людовика IV и Людовика XV, хранящиеся в Лувре и Версале. Стала искать в Сети работы мастера и находила всё больше сходств.

Несмотря на то что по живописной манере картина соответствовала стилю французского мастера, Анна попыталась найти подтверждение своей догадке.

– Для атрибуции (установления авторства – Прим. ред.) был нужен так называемый каталог-резоне, содержащий все работы художника. В нашей библиотеке его не было, поэтому его доставили из Парижа. Во втором томе издания я нашла небольшую чёрно-белую фотографию с тем же изображением, что и у нас. Там было примечание, что местонахождение портрета неизвестно, но были указаны год создания – 1715 – и модель – барон Фридрих Эрнст фон Книфаузен, камергер короля Пруссии Фридриха Вильгельма.

 Далее в музее провели химическую экспертизу и рентгенографию, которые подтвердили возраст картины. Работу отдали на реставрацию Екатерине Кониковской, потому что Елена Москвина на тот момент ушла из музея. Екатерина вернула полотну экспозиционный вид, и картина заняла место в открывшейся на днях обновлённой экспозиции французских мастеров. Теперь на неё может посмотреть каждый желающий.

– Не скажу, что испытываю гордость, но мне очень приятно, что посетители нашего музея могут увидеть эту картину, – признаётся Анна Сулимова. – Рада, что удалось выяснить авторство, и надеюсь, что это не последняя моя атрибуция.

  • ТОЛЬКО ФАКТЫ
  •  Обновлённая экспозиция открылась в залах 21, 22, 23 на втором этаже главного здания.  
  • Там представлены работы XVII – первой трети XIX века.  
  • Это не только живопись. Например, посетители могут увидеть  шпалеру (безворсовый ковёр) знаменитой Королевской мануфактуры Гобеленов, мебель и каминные часы с фигурой носорога, передающие изысканную атмосферу Галантного века.  
  • Иасент (Гиацинт) Риго (1659-1743), чьё авторство удалось установить Анне Сулимовой, создал обширную живописную галерею выдающихся людей своей эпохи.   
  • Писатель Антуан-Жозеф Дезалье д’Аржанвиль отмечал: "Риго умел придать своим портретам такое совершенное сходство, что, глядя на них издалека, вступал, так сказать, в разговор с людьми, которых они представляли".  
  • Барон Фридрих Эрнст фон Книфаузен (1678-1731) связан с Россией не только через портрет Иасента Риго. Известно, что он посещал нашу страну, будучи дипломатом на службе прусского короля Фридриха Вильгельма.