На ВДНХ показали двухголовых телят, котёнка-циклопа и пятилапого щенка

В павильоне "Геология" на ВДНХ открылась выставка "Аномалии развития". Metro узнало, зачем собирали коллекцию сиамских близнецов, циклопов и "многоножек"
На ВДНХ показали двухголовых телят, котёнка-циклопа и пятилапого щенка
Предоставлено пресс-службой Биологического музея им. К. А. Тимирязева
Черепа телят были внесены в учётную документацию музея в 1954 году.

Коллекция аномалий развития (уродств) начала формироваться в Биологическом музее имени Тимирязева в начале ХХ века, вместе с его возникновением. И уже более ста лет её экспонаты служат учебным пособием для студентов. 

– Начало комплектованию коллекций уродств в России было положено указом Петра I в 1704 г. "О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей…", – поясняет Metro главный хранитель музейных предметов Андрей Власенко. – В этот период экспонаты с аномалиями развития прежде всего служили целям развлечения посетителей Кунсткамеры. Туда многие приходили посмотреть на "диковинки" и уродства. В дальнейшем, с накоплением в музеях подобного научного материала, стали проводиться систематические работы по изучению коллекций аномалий развития, положившие основу формированию науки тератологии. 

Основная задача современной тератологии – предотвращение появления у человека и животных врождённых пороков развития. 

– Коллекции аномалий развития, хранящиеся в музеях и научно-исследовательских институтах, представляют ценность как для истории науки, так и для современной медицины, – подчёркивает Власенко. – Изучая тератологические коллекции, учёные выявляют причины возникновения уродств и разбираются в законах развития организма. В ХХ веке были точно установлены причины многих аномалий развития. В 1941 году было обнаружено тератогенное действие вируса коревой краснухи, в 1962 году – тератогенное действие фармакологического препарата талидомида, применявшегося в качестве снотворного. В 1970-х годах была открыта генетическая природа многих врождённых пороков развития, связанных с наследственной патологией.

Многие врождённые пороки можно диагностировать во время беременности с помощью УЗИ плода и различных тестов дородовой диагностики. Некоторые аномалии есть возможность исправить с помощью хирургического вмешательства или вылечить медикаментозным путём. Например, "заячью губу" или "волчью пасть" можно исправить с помощью операции по коррекции – хейлопластики. Часть врождённых пороков реально предотвратить с помощью правильного питания и здорового образа жизни во время беременности, а также благодаря надлежащей дородовой помощи. 

Котёнок-циклоп

Котёнок-циклоп, родившийся в 2015 году.
Предоставлено пресс-службой Биологического музея
Котёнок-циклоп, родившийся в 2015 году.

В этом году музей приобрёл котёнка-циклопа. Зверь с одним глазом родился 12 августа 2015 года третьим по счёту в помёте из пяти котят от кошки нечистокровной сиамской породы. Он был единственным имевшим аномалии развития.  

Циклопия – порок развития, при котором глазные яблоки полностью или частично сращены и помещены в одной глазнице, расположенной на средней линии лица. 

– Обычно "циклопы" погибают на первых днях жизни, – говорит сотрудник музея. – Дефект возникает из-за хромосомной мутации (например, при синдроме Патау) или если мать принимает тератогенные вещества. Одно из таких веществ растительного происхождения – алкалоид циклопамин – применяется при борьбе с раковыми опухолями.

Детёныши с полимелией

Щенок с пятью лапами.
Предоставлено пресс-службой Биологического музея
Щенок с пятью лапами.

Посетителей выставки удивят "многоножки". Например, пятилапый щенок и скелет восьминогого козлёнка. 

Полимелия – порок развития, при котором происходит увеличение числа нижних конечностей. Причиной появления могут стать изменения в окружающей среде или генетические мутации. 

– Эта аномалия обычно также сочетается с другими пороками развития, – отмечает сотрудник музея. – Восьминогий козлёнок, у которого наблюдается полимелия и циклопия, как раз пример сочетания нескольких аномалий у одного организма. 

Скелет восьминогого козлёнка, пополнивший коллекцию музея в 1958 году.
Предоставлено пресс-службой Биологического музея
Скелет восьминогого козлёнка, пополнивший коллекцию музея в 1958 году.

Сиамские близнецы

Сросшиеся черепа телят пополнили коллекцию музея в 1954 году.
Предоставлено пресс-службой Биологического музея им. К. А. Тимирязева
Сросшиеся черепа телят пополнили коллекцию музея в 1954 году.
Утята со сросшимися теменем головами.
Предоставлено пресс-службой Биологического музея
Утята со сросшимися теменем головами.

Ещё один порок развития, представленный на выставке, – сиамские близнецы. К ним относят детёнышей, сросшихся в утробе некоторыми частями тела: черепами, головами, туловищами и другими. 

– Это тип порока развития, при котором однояйцевые близнецы не полностью разделяются на эмбриональной стадии и имеют общие части тела или внутренние органы, – рассказывает сотрудник музея. – Обычно оплодотворённая яйцеклетка делится на шестой день после зачатия. Сиамские близнецы образуются, если яйцеклетка делится очень поздно, через 14–15 дней после оплодотворения. К этому времени клетки зародыша специализируются так, что полное разделение близнецов в утробе матери становится невозможным.

Телята, сросшиеся грудиной.
Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева
Телята, сросшиеся грудиной.

Один из типов сиамских близнецов, при котором происходит срастание тел в области грудины, называется стернопагия. 

– Примером проявления такого порока развития, как стернопагия, может служить чучело телят, сросшихся грудиной, – отмечает музейный сотрудник. – Чучело пополнило коллекцию музея в 1954 году. В коллекции музея есть также скелет телят-стернопагов (попал в музей в 1936 году). 

Ребёнок-анэнцефал

Ребёнок-анэнцефал.
Преоставлено пресс-службой Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева
Ребёнок-анэнцефал.

В коллекции музея есть экспонат, не представленный на выставке на ВДНХ, – ребёнок-анэнцефал. У него отсутствуют большие полушария головного мозга и частично голова. Дети с такой патологией живут лишь несколько часов после рождения, в редких случаях – неделю. 

– Такие дети не способны ориентироваться во внешней среде: даже находясь рядом с водой и источником пищи, они могут погибнуть от жажды и голода, – поясняет музейный сотрудник. – "Долгожителем" среди анэнцефалов является Стефани Кин, известная по прозвищу Baby K, прожившая с этим диагнозом 2 года 174 дня.