Гуляем по Москве текстильной: любуемся роскошными нарядами, знакомимся с бытом Шаляпина и пробуем французскую кухню

Модников и модниц Metro приглашает прогуляться по историческому центру московской текстильной промышленности. Увидим реконструированные здания легендарной Трёхгорной мануфактуры, посетим выставки роскошных нарядов из прошлого, побываем в усадьбе Шаляпина и новом Центре конструктивизма, пообедаем в оригинальных ресторанчиках и потанцуем под музыку

Центр изучения конструктивизма "Зотов" 

В нужном месте про нужное время

Центр "Зотов" станет новым культурным пространством.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Центр "Зотов" станет новым культурным пространством.

Здание Хлебозавода № 5 имени Зотова на Ходынской улице ещё в начале 21-го века использовалось по своему прямому назначению – здесь выпекали хлеб. Сейчас об этом напоминает разве что панно с женщиной-пекарем, нарисованное в простенке между двумя окнами на лестничном пролёте.

Теперь здание обрело вторую жизнь, здесь расположилось новое пространство "Зотов", его открыла выставка "1922. Конструктивизм. Начало", это бесспорно укладывается в концепцию центра: мы начинаем путь с самого начала.

– Здание – само по себе памятник конструктивизма, причём зрелого, уже на излёте этого направления, – рассказывает старший куратор выставки и историк архитектуры Полина Стрельцова. – И когда здание уже объект показа, особенно хорошо выстраивается диалог с экспозицией. Это добавляет объёма истории.

Героями открывшейся выставки стали ключевые фигуры искусства 20-го века, достаточно упомянуть Кандинского, Малевича, Хлебникова, Родченко, Мейерхольда... Всего более 300 экспонатов из музеев, институций и частных собраний.

Центр "Зотов" станет новым культурным пространством, здесь будут размещаться не только временные экспозиции и инсталляции современных художников, но и проводиться лекции, экскурсии, а также кинопоказы для тех, кто хочет углубиться в искусство XX века.

Ходынская улица, 2, Хлебозавод № 5

centrezotov.ru

Клуб "16 Тонн"

Как в лучших домах Лондона

Концерт Глеба Самойлова и группы The Matrixx в клубе "16 Тонн".
Агнетство "Москва" / Сергей Ведяшкин
Концерт Глеба Самойлова и группы The Matrixx в клубе "16 Тонн".

Старейший английский паб Москвы, открывшийся аж в 1996 году, привлекает гостей не только разными сортами фирменного пива из собственной пивоварни, но и прежде всего хорошей музыкой, в основном гитарной.

Название клуба "16 Тонн" – это отсылка к песне в честь шахтёрского труда американского композитора Мерла Трэвиса, которую сделал популярной другой американец – певец Теннесси Форд. С песни "Шестнадцать тонн" в клубе начинается каждый концерт, а проходят они здесь едва ли не каждый вечер. Нередко на клубной сцене выступают топовые звёзды и проходят презентации новых альбомов.

Над интерьером "16 Тонн" работала известная британская компания, первый этаж выдержан в стиле английского классического паба, второй разработан под концерты и вечеринки. При клубе работает ресторан с двумя верандами, изысканным меню и ресторанными, то есть недешёвыми ценами.

Но самое важное в "16 Тоннах" – это, конечно же, музыка. Артисты здесь выступают разноплановые, на любой музыкальный вкус. Если открыть страничку с афишей, сразу увидишь известные фамилии, и среди них обязательно будут те, кто нравится.

Стоимость билетов начинается от 1000 рублей.

ул. Пресненский Вал, д. 6, стр. 1 

16tons.ru

Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина

О чём расскажут кресло и сигареты

Комплекс усадьбы XIX–XX вв., Дом-музей Фёдора Шаляпина.
Агентство "Москва"
Комплекс усадьбы XIX–XX вв., Дом-музей Фёдора Шаляпина.

В этот музей стоит идти ради особенной атмосферы светских гостиных 19–20 вв., где не существовало границ между жизнью и искусством. 

Пройти мимо этого уголка аристократической Москвы невозможно – хочется хотя бы заглянуть во дворик изящного особняка 18-го века (он чудом уцелел после пожара 1812 года), где разбит небольшой сад. 

Знаменитый на весь мир оперный певец проживал в своей московской усадьбе с 1910 по 1922 год. Его дом всегда был местом встречи гениев эпохи. На стенах висят картины друзей Шаляпина – Валентина Серова, Константина Коровина, Михаила Нестерова и других художников, среди которых сын артиста – Борис Шаляпин. А на втором этаже можно увидеть рояль, на котором играл Сергей Рахманинов.

Все интерьеры пронизаны роскошью. Но это не царская роскошь, чрезмерная, а другая, которой окружают себя люди искусства. Кажется, здесь создан какой-то особенный мир с атрибутами признания, заслуженного богатства, всеобщей любви, избранности, игры. И почему-то не верится, что здесь никто не живёт. 

В усадьбе хочется вглядываться в детали – неизменные “сплетники” любой квартиры, способные многое рассказать о хозяине. Граммофон, библиотека, пластинки, бильярдный стол, подаренный супругой, флаконы от парфюма, шляпа, игральные карты и сигареты (Фёдор Шаляпин много курил и, пишут, регулярно болел ангиной). Добротное кресло как единственный атрибут прочности в хрупком личном мире, который 20-й век мог с лёгкостью разрушить. Так и произошло – в советское время в усадьбе народного кумира обустроили коммуналки, а Шаляпина с мамой поселили в двух комнатках на втором этаже. 

Потом я прочитала, что это кресло привезено в Москву из Парижа, где певец провёл последние годы жизни. 

Усадьбу передали Музею музыкальной культуры в 1978 году, заново воссоздали обстановку в комнатах, сейчас усадьба – филиал Российского национального музея музыки. В камерной обстановке Белого зала регулярно проходят концерты, напоминая о славном прошлом гостеприимного дома. 

Новинский бульвар, 25-27 

music-museum.ru

Парк "Красная Пресня"

Теперь не только для дворян

Женщина надевает коньки на катке в парке "Красная Пресня".
Артем Житенев / @ РИА Новости
Женщина надевает коньки на катке в парке "Красная Пресня".

На нынешней территории парка “Красная Пресня” располагалась дворянская усадьба “Студенец”. В XVIII загородный дом принадлежал князю Матвею Гагарину. В 1790 году внук великого князя Матвей Алексеевич решил внести большие изменения в дизайн парка. Он обустроил территорию усадьбы в голландском стиле и обустроил несколько искусственных прудов. 

После усадьбой владели тайные советники императриц, государственные деятели, художники, музыканты и даже известная красавица “золотого века” графиня Аграфена Закревская – муза Пушкина, Баратынского и Вяземского. 

Главный дом усадьбы выходит на Краснопресненскую набережную. Вид поистине удивительный. Центр Москвы как на ладони! Разноцветная от огней Москва-Сити, сталинская высотка – гостиница “Украина” – и тихая Москва-река. 

Сейчас в парке много развлечений не только для детей, но и для взрослых. Гости парка в тёплое время года могут поиграть в футбол и настольный теннис, покататься на скейте, заняться йогой, прогуляться с собакой, сходить на тренажёры, покататься на велосипеде или поиграть в шахматы. Меланхоличным натурам понравится сидеть у задумчивого “дикого” пруда, а для влюблённых есть “романтический” пруд. Зимой в парке тоже есть чем заняться – например, покататься на коньках или на санках. 

Адрес: ул. Мантулинская, 5 

p-kp.ru

Исторический музей. Выставка "Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города"

Модницы разных эпох встретились в центре Москвы

Предпоказ выставки "Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города" в Государственном историческом музее.
Пелагия Тихонова / Агентство "Москва"
Предпоказ выставки "Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города" в Государственном историческом музее.

Исторический музей несколько лет назад задумал серию выставок, посвящённых моде как яркому отражению исторической эпохи. На этот раз в центре внимания образ горожанки. Она необязательно живёт в столице, но приезжает сюда на работу или на выходные. Неслучайно экспозиция  начинается с 1861 года: после отмены крепостного права многие крестьянки стали ездить в город на заработки.

Куратор выставки и коллекционер моды Тим Ильясов отказался от хронологического принципа. Вместо этого он предложил шесть разных ситуаций, которые влияют на выбор одежды: вокзал, деловая улица, театр, парк и витрина, салон красоты. 

Мы видим образы женщин разных эпох в соответствующей атмосфере. Какие же они разные! Дочка московского промышленника конца 19-го – начала 20-го вв. очень отличалась от жены советского дипломата, а у той, в свою очередь, был совсем другой вкус, чем у богатой мещанки. Среди них выделяется наша современница, которая отстояла право носить только то, что нравится, минуя стереотипы моды и отказавшись от канонов красоты. 

Тим Ильясов назвал выставку “Город женщин”, в залах нет ни одного мужского образа. Зато можно увидеть, как приживались в светских кругах идеи феминисток: платья становились короче, силуэты свободнее, а вещи из мужского гардероба постепенно перемещались в женский. 

Некоторые экспонаты хочется отдельно упомянуть. Это прежде всего платья и костюмы советского модельера Надежды Ламановой: до революции она одевала императрицу Александру Фёдоровну, а после революции – полностью перекроила уже новую моду. Есть здесь и чёрное платье известной революционерки Александры Коллонтай, костюм от Пьера Кардена и шикарное платье от Юбера Живанши.  

Среди современных дизайнеров, представивших свои вещи на выставке, – почти все топовые имена: от Алёны Ахмадуллиной и Gate 31 до молодых и смелых Ромы Уварова и Outlaw.

Музей: Красная площадь, д. 1 

Выставочный комплекс: Площадь Революции д. 2/3 

shm.ru

Выставка "Облачённая в Роскошь. Женщина ар-деко" 

Жизнь, которая была не нашей

Экспонат выставки.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Экспонат выставки.

На ВДНХ открылась выставка, посвящённая женской моде 1920-х – начала 1930-х. Туфли в стразах, расшитые бисером платья в стиле великого Гэтсби, изысканное бельё… 

В центре внимания – обувь. Её предоставил известный коллекционер и автор нескольких книг по истории моды Назим Мустафаев. И уже вокруг всех этих шёлковых, парчовых, кружевных башмачков и каблуков-рюмочек – другие аксессуары "ревущих" 20-х. Это сумочки из серебра, мельхиора и бронзы, предоставленные коллекционером Павлом Карташовым. Винтажное бельё и корсеты из собрания Антона Приймака. И, конечно же, бисерные платья, похожие на оперение экзотических птиц.

Хочется немедленно расшнуровать грубые кроссовки, скинуть надоевшие толстовку и джинсы и переодеться  или, по крайней мере, переобуться. Ведь все туфельки, несмотря на свой почти 100-летний возраст,  "на ходу", так что теоретически в них вполне можно продефилировать, но только теоретически. Коллекционная обувь баснословно дорогая, а некоторые модели – на грани искусства. Например, две пары золотых туфель от бренда Hellstern & Sons. Или атласная бордовая пара от Пьетро Янторни – итальянского мастера, который называл себя «самым дорогим обувщиком в мире». Самонадеянно, но клиентки – французские и американские миллионерши – готовы были платить за его изысканную обувь огромные деньги и ждать по несколько лет.

Как отдельный жанр искусства – коллекция каблуков, украшенных стразами, эмалью и росписью. Шедевры от разных мастеров, но не российских. Мустафаев отмечает: то, что носили москвички в 20-е годы, вряд ли могло быть таким богатым. Шик ар-деко, который прошёл мимо России, можно описать цитатой: "Жизнь, которая была не нашей".

ВДНХ, павильон “Рабочий и колхозница” 

vdnh.ru

Кофейня "Сойка напела" 

Сойки здесь как раз и не водятся

Интерьер кафе в стиле "Скромно, но со вкусом".
соцсеть @ soyka.napela
Интерьер кафе в стиле "Скромно, но со вкусом".

Я ожидала, что в гастрономическом кафе по утрам включают звонкое пение голубокрылых соек, но нет… Играет спокойная зарубежная поп-музыка. А вместо изображений рыжих птичек на стенах – цветные геометрические узоры в виде ветвей рябин.  

Интерьер в кафе привлекает деловых людей своим минималистичным дизайном: кресла, покрытые синим бархатом, белый цвет стен и геометрические узоры в виде рябины. Иногда заглядывают влюблённые парочки и занимают столик на двоих, чтобы выпить вина и поговорить о своих чувствах… Внимательный официант подскажет, какое из 50 наименований вин в “Сойка напела” понравится счастливчикам. К вину обязательно принесут оливки, хамон или сыр.

На завтрак в кафе подают овсяную кашу с яблоком, карамелью и корицей, рисовую кашу с апельсиновым конфитюром, а также вкуснейшую брускетту с сочным инжиром и с нежнейшим сыром страчателла. На обед здесь можно поесть окрошку на мацони, стейк из батата с мятным соусом и тыквенный крем-суп. Помимо этого, в кафе подают вкусный, а главное – свежий хлеб: чиабатту, бородинский и тартин. А вишенка на торте – десерты собственного производства: морковный торт с крем-чизом и тающая во рту ромовая баба с ягодами.  

Если вы захотите перекусить, а с вами гуляет ваш четвероногий друг, то можно не переживать – в кафе пускают с животными. Средний чек на двоих – 2000 тыс. рублей. 

ул. Красная Пресня, 36 стр. 1. 

soykanapela.ru

Кафе "Мишель" 

Франция в центре Москвы

В кафе периодичеки проходят яркие вечеринки и дискотеки.
cafemichel.ru
В кафе периодичеки проходят яркие вечеринки и дискотеки.

Ресторан "Мишель" в центре Москвы напоминает старинный французский особняк из-за витражных окон с роскошными красными маркизами (козырьки от дождя), гирлянд, барельефов в виде человеческих голов и фасада из обожжённого дерева. 

Чаще всего в ресторан приходят, чтобы признаться друг другу в любви. Французская музыка, приглушённый свет, красные скатерти, салфетки и живая красная роза – символ страсти – помогают без стеснения открыть свои чувства второй половинке. 

Интерьер здания перемещает в XIX век. Первый этаж напоминает французское кафе брассери – бар с французской кухней. Особенно впечатляют канделябры, обшарпанные стены, изысканные венские стулья и антикварная керамическая плитка. 

На втором этаже стоит красная мебель в стиле Людовика XVI – барокко. А стены из красного кирпича, разговоры гостей и звон бокалов расслабляют и погружают в романтическое настроение Франции XVIII века. 

Закрепить французское настроение поможет картофельная вафля с риетом из лосося, утиная ножка конфи и торт “Фрезье” с клубникой. Истинным сладкоежкам и любителям французских десертов может понравиться черничный или каштановый макароны. Влюбленной парочке ужин по-французски обойдётся примерно в 3000 тыс. рублей. 

Красная Пресня ул., 13 

cafemichel.ru/bienvenue