Что такое психоанализ по-петербургски, расскажут герои сериала "Всё ОК"

Забавные и не очень будни экскурсоводов протекают среди архитектурных совершенств Северной столицы и культурных острот
Что такое психоанализ по-петербургски, расскажут герои сериала "Всё ОК"
Wink
Гид Илья развлекает гостей из Индии в Этнографическом музее.

О чём фильм

Петербургский экскурсовод Илья (Фёдор Федотов) очень любит свою работу: он готов ответить на любые вопросы гостей Северной столицы, даже самые дурацкие, чтобы потом расстаться со своими клиентами со взаимным удовольствием. Это простое счастье экскурсовода очень переменчиво: однажды Илье дают поводить по городу парочку гостей из Индии (Нана Муштакова и Васант Балан), которых утомляют бесконечные дворцы и нимало не привлекает русская кухня. Потерявший надежду им угодить, Илья вынужден решать ещё одну свалившуюся на него проблему: по причине смерти матери его почти насильно делают опекуном двух сводных сестёр. Девочек он не видел несколько лет, и жить с ним в мире и согласии они не собираются. Старшая (Анна Осипова), спортсменка-волейболистка, не скрывает своей неприязни к размазне-интеллигенту, а младшую он в конце концов вынужден притащить на экскурсию с индусами. Иностранцы оказались в восторге от знакомства с владеющей английским детсадовкой, но от этой новости не в восторге начальница Ильи, суровая владелица турагентства Илона (Анна Слю).

Опекун поневоле решает проблемы сестёр.
Wink
Опекун поневоле решает проблемы сестёр.

Впечатления

Задумав снимать быль о буднях экскурсоводов, прийти к идее делать это в Петербурге немудрено: творения Растрелли, Кваренги и Ринальди – лучшие союзники для оператора. Главного героя тоже волнует зодчество – не только по работе, но и в лице архитектора Василия Стасова, в которого он то и дело преображается, вступая во внутренние диалоги с самим собой. Илья дискутирует со своей авторитарной начальницей Илоной подобно тому, как Стасов спорит с Николаем I по вопросам оформления его комнат. Краеведческие тексты, которые Илья произносит по работе, всплывают в его сознании как комментарий к личным проблемам, превращаясь в своеобразный психоанализ по-петербургски. 

Смешивать общекультурное и личное, судя по сериалу, – характерная черта всех петербуржцев. Так, начальница Ильи Илона тоже постоянно ставит ему неутешительные диагнозы и рисует мрачные перспективы при помощи названий картин: "Виктор Васнецов, "С квартиры на квартиру", 1876 год". А сотрудница службы опеки поясняет главному герою разницу между попечителем и опекуном на примерах биографий Ивана IV и Петра II. Комедийная составляющая сериала держится именно на этом комически приподнятом ироничном слоге, которым в совершенстве владеют здесь все – от лодочника, который на досуге читает книгу "Капитализм как религия", до сотрудников экскурсионного бюро, которые вместо "извинись перед начальницей" советуют "поцелуй старческое жабо дементорши". 

Описание будней гидов однозначно удалось, а вот история со смертью матери главного героя почему-то выглядит как вставной зуб, словно авторы сюжета никак не могли придумать обоснование для передачи ему на поруки двух сводных сестёр. Также малоубедительно выглядит причина расставания главного героя с матерью несколько лет назад: трудно поверить, что простое желание стать экскурсоводом разлучило мать с сыном на долгие годы. Конечно, на полное раскрытие всех логических связей может не хватить хронометража даже в сериале, но толики убедительности в этих частях истории немного не хватает. 

Зато в очередной раз убедителен Петербург, для которого, как иногда кажется, и вовсе не нужны никакие люди: какая разница, за чем именно они там бегают в кадре среди изваяний Летнего сада, когда эти изваяния всё равно переигрывают их, просто оставаясь неподвижно прекрасными.