Новости

Законодательство требует изменений: Эксперты прокомментировали дело о торговле детьми

По данному делу уже задержаны восемь человек
Законодательство требует изменений: Эксперты прокомментировали дело о торговле детьми
Суд арестовал четверых фигурантов дела, в том числе и врача клиники NGC Тараса Ашиткова. Фото Кирилл Зыков | агентство "Москва"

Басманный суд Москвы отправил под арест группу московских врачей, обвиняемых в торговле детьми от суррогатных матерей. Metro попыталось разобраться в ситуации.

С чего всё началось
В январе в подмосковном Одинцово умер новорождённый мальчик. Когда началось расследование, выяснилось, что вместе с ним в квартире под присмотром нянь находились ещё трое младенцев, все – от суррогатных матерей.

По данным следствия,  новорождённые должны были находиться там до тех пор, пока их биологические родители, граждане иностранных государств, оформляли на них документы, в том числе для вывоза детей за рубеж. СК  возбудил уголовное дело сразу по двум статьям: ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) и ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми).
Спустя полгода фигуранты дела были задержаны и отправлены под арест до 14 сентября.

Арест – только начало
По мнению юриста, члена Российской ассоциации репродукции человека, специалиста по суррогатному материнству и ЭКО Константина Свитнева, обвинения медикам были предъявлены незаконно.

– Положения о суррогатном материнстве есть и в Федеральном законе РФ, и в Семейном кодексе, и в 107-м приказе Минздрава, – объяснил он Metro. – Оно в России не запрещено. Между заказчиками и исполнителями были заключены все необходимые договоры. Это не "дети на продажу", это дети, у которых с родителями есть кровная связь. Они прилетали из Филиппин в Россию, искали суррогатных матерей, сдавали все анализы. Это подтверждено документально. Это во-первых. Во-вторых, ребёнок умер от синдрома внезапной смерти новорождённых. Он родился тяжелобольным, с патологиями, вины врачей в его смерти нет. Что будет дальше? Родители прилетят в Россию и подадут на нашу страну в суд – за незаконное удержание детей, которые принадлежат им по праву.

"Брешь" в законе
Уполномоченный по правам ребёнка в Московской области Ксения Мишонова считает, что подобные ситуации могут возникать из-за несовершенства законодательной базы.

– Безусловно, суррогатное материнство вызывает немало вопросов и споров в обществе, – отметила Мишонова в беседе с Metro. – Одни страны мира полностью отказались от этой технологии решения репродуктивных проблем, другие – только лишь от суррогатного материнства на коммерческой основе. В России такая технология есть, однако законодательство в этой сфере несовершенное и требует изменений. То, что у нас до сих пор суррогатное материнство доступно иностранным гражданам, порождает теневые схемы вывоза наших детей за рубеж. С этим что-то надо делать. Однако я не сторонница полного запрета в России использования этой технологии. Несмотря на непростую этическую сторону данного вопроса, важно не забывать, что для многих бесплодных пар это последняя надежда иметь собственных детей.

15 лет лишения свободы – максимальная мера наказания по ч. 3 ст. 127.1 УК РФ.

"Суррогатное материнство не имеет ничего общего с торговлей людьми. Нельзя купить ребёнка, с которым есть кровная связь".
Константин Свитнев, юрист