Новости

Вера немцев в быструю победу замёрзла на востоке

Metro публикует письма немецких солдат и их близких
Вера немцев в быструю победу замёрзла на востоке
Гитлеровская армия наступает на Советский Союз, 1941 год. Фото Скриншот Youtube
Гитлеровская армия наступает на Советский Союз, 1941 год. Фото Скриншот Youtube
Немецкие солдаты под Москвой, ноябрь-декабрь 1941 года. Фото ТАСС
Гитлеровская армия наступает на Советский Союз, 1941 год. Фото Скриншот Youtube1/2

22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории России, День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны. Metro публикует письма немецких солдат и их близких, найденные в архиве Минобороны России, в которых они делятся впечатлениямио начале войны с Советским Союзом.

"Если ты приедешь в Россию, а может быть, ты уже приехал туда, то купи мне что-нибудь. Может быть, там есть шубка для меня. Ты, наверное, будешь смеяться, но ведь ты можешь спрятать это в своей машине и никто знать не будет", – легкомысленно пишет мать своему сыну Отто в июле 1941-го.

Именно с таким настроем отправлялись на войну немецкие солдаты, ведь фюрер  заверял их в том, что захват Советского Союза будет похож на прогулку, которая закончится уже к осени.

– Гитлер верил, что ему удастся справиться с СССР за три месяца, однако иллюзии очень скоро разбились в прах, что хорошо просматривается в письмах солдат вермахта, которые они отправляли к себе на родину, – рассказал Metro доктор исторических наук Маттиас Уль, научный сотрудник Германского исторического института в Москве.

Уже в августе в переписке немецких семей начинает прослеживаться скептицизм относительно скорой победы рейха. "Судя по твоей открытке и известиям с фронта, о которых приходится слышать, видно, насколько ожесточённая ваша борьба на востоке. Она, оказывается, не настолько легка, как раньше кричали об этом", – пишут ефрейтору Вилли Аймету родители его жены из Швейнфурта.

В то же время немецкие солдаты, считающие себя лучшими в мире воинами, ужаснулись сильнейшему сопротивлению со стороны советского народа.

"Русский бьётся отчаянно и часто, несмотря на артиллерийский огонь, идёт в атаку", – сообщает домой унтер-офицер Ганс Симке.  

–  Отдельно стоит подчеркнуть тот факт, что немцы отзывались о советских воинах как о полных мужества людях. Им просто было непонятно, как русские могут так долго противостоять натиску рейха, – отметил историк.

Лето подходило к концу, начиналась осень, а война всё продолжалась. Боевой дух немцев падал, но они всё ещё верили в свою скорую победу.

"Долго не получаю писем. Задержка с почтой происходит из-за транспорта. Надеюсь, что перед Рождеством получу отпуск. Ведь война с Россией не может долго продолжаться", – пишет своей супруге неизвестный солдат.

Списки немецких потерь стремительно увеличивались, заставляя близких гадать о судьбе фронтовиков и положении дел на Восточном фронте.

"Многочисленные списки убитых, которые печатаются в газетах, наводят нас на печальные размышления", – пишут солдату Отто его напуганные родители.

– Весьма примечательно, что солдаты вермахта очень откровенно рассказывали о понесённых потерях. При этом цензура, которая в самом начале войны действовала не очень сильно, вносила весьма несущественные корректировки. Например,  вычёркивала данные о местоположении и размещении штабов, – отметил доктор Уль.

К концу подходил сентябрь 1941-го, солдаты понимали, что вскоре им предстоит столкнуться с ещё одним суровым врагом – русской зимой: "Мы сейчас на правом фланге. Надеюсь, что до зимы здесь всё будет окончено и мы вернёмся домой, так как, по правде говоря, здесь на зиму оставаться мало удовольствия". (Из письма солдата СС Отто Плаца от 15.09.1941.)
В письмах нарастает замешательство. Мечты немцев на скорую встречу с близкими и планы на Рождество плавно сменяет скептицизм по поводу исхода войны.

"Нам говорили, что война кончится в августе, но какого года? Теперь уже говорят, что война продлится несколько лет", – пишет солдату Карлу его невеста Клара.

Надежды немцев на быстрый захват Советского Союза были понятны, ведь за Гитлером числилось большое число военных успехов. Одурманенные победами в Европе, солдаты вермахта надвигались на Россию, совершенно не подозревая, с чем в действительности столкнутся.

– Мне больше всего запомнилось письмо, в котором немецкий солдат пишет своему сыну в Германию. В нём он утверждает, что по сравнению с наступлением на СССР, французская кампания была просто детской игрой, – вспоминает Маттиас Уль, – немецкие солдаты часто проводили аналогии с французской кампанией, во время которой многие сдавались, не успев вступить в битву с германскими войсками. Русские же действительно не опускали руки, а любой ценой шли к своей цели – победе.

Отрывки из писем:

"Мы уверены, что восточный поход скоро закончится и мы ещё перед началом зимы уйдём из этой холодной неприветливой страны..."

Унтер-офицер Ганс Симке, выдержка из письма домой.

"Дорогой друг Ганс, мы как раз перешли русскую границу. Дела здесь идут не очень хорошо. Русские на некоторых участках оказывают очень сильное сопротивление. Прошло только восемь дней войны, а мы уже далеко впереди..."  

Письмо с фронта от 26.06.1941.

"Мы знаем, что позади нас много перенесённых трудностей, но ещё больше впереди. Вы, может быть, были несколько поражены фантастической борьбой вашего противника".

Из письма Фрица Вейнгертнера своему другу Вилли Аймету, 29.08.194.

"Стало очень холодно, и, избалованные жарким климатом, мы холод не переносим. Уже теперь приходится носить на себе две фуфайки, да и ещё бог знает что".

Из письма солдата матери от 01.10.1941.