Главное следственное управление СК РФ по Московской области задержало сотрудницу частного дома престалелых, расположенного в Реутове. Женщина подозревается в жестоком обращении с постояльцами. По информации следствия, 54-летняя санитарка избивала стариков и не меняла им грязное постельное бельё.
Правоохранительные органы начали действовать после того, как в сети появилась шокирующая съёмка, сделанная предположительно в пансионате "Олимпия Хаус". На записях достаточно отчётливо видно, как пожилые беспомощные люди лежат на испачканных выделениями простынях, полураздетыми ползают по полу, и некая женщина бьёт тряпкой по лицу лежащего в коридоре мужчину.
На официальном сайте пансионата из Реутова указано, что "в частном доме престарелых проживающим оказывается достойный уход и внимание, предоставляется качественная медицинская помощь и психологическая поддержка". Размещение и содержание каждого пожилого человека стоит от 30 тысяч рублей в месяц (в четырёхместном номере) до 40 тысяч (в двухместном). Кстати, заведение в Реутове – лишь одно из сети "Олимпия Хаус", в которую входит 8 таких пансионатов.
Почему же за такие деньги пожилые люди получают не заботу, а издевательства?
Ответ на этот вопрос знают в благотворительном фонде помощи пожилым людям и инвалидам "Старость в радость".
"К сожалению, аналогичных случаев множество, – сказала Metro директор фонда Елизавета Олескина – Проблема заключается в том, что в нашей стране нет процедуры лицензирования частных домов престарелых. Поэтому даже нельзя сказать, что они работают нелегально. Они просто находятся в "серой зоне", и никто не проверяет, в каких условиях содержатся постояльцы. Нет законодательных оснований для проверок, многие пансионаты зарегистрированы как хостелы или не зарегистрированы вовсе. Нормативы, которые разработаны для государственных домов престарелых, на частные не распространяются".
Например, в государственных домах престарелых к восьмерым жильцам круглосуточно должен быть приставлен один специалист по уходу. С учётом посменной работы и отпусков получается, что соотношение стариков и сотрудников – примерно один к одному. А в частных пансионатах бывает, что одна единственная санитарка отвечает за 30 стариков круглосуточно. Поэтому нянечки просто надрываются, у них происходит эмоциональное выгорание или даже начинаются расстройства психики.
"В 2020-м в пожарах сгорели жильцы трёх пансионатов. Лишь тогда начали писать закон", Александра Кузьмичёва, координатор фонда "Старость в радость"
Эксперт. Екатерина Семенова, уполномоченный по правам человека в Московской области
В федеральном законодательстве нет даже определения, что такое частный пансионат для престарелых. Случай в Реутове, к сожалению, уже не первый. Когда мы разбирались с аналогичной ситуацией, то выяснили, что с точки зрения закона там нет никаких нарушений. С родственниками пожилого человека подписывается договор на аренду комнаты, с ним самим – соглашение об оказании услуг. И юридически придраться невозможно. Надзорного и контрольного уровня здесь не существует. Только гражданские отношения. Мы не можем применить лицензирование, потому что непонятно, что лицензировать. Пока нет закона, нужно создать хотя бы региональный реестр таких домов. Но нужно понимать, что хозяева таких полуподпольных интернатов не станут добровольно записываться в реестр. Они работают не для того, чтобы сделать пожилых и беспомощных людей счастливыми, а ради извлечения прибыли.