В Новой Третьяковке открылась ретроспектива классика живописи первой половины XX века Роберта Фалька.
Творения Фалька, русского художника-авангардиста, одного из лидеров объединения "Бубновый валет", удалось собрать из 19 музеев и 24 частных коллекций. В общей сложности это почти 200 работ. Но основное внимание посетителей приковано к картине, которая открывает экспозицию.
Это "Обнажённая в кресле", написанная Фальком в 1922–1923 годах. Рядом кадры кинохроники: Никита Хрущёв на выставке, посвящённой 30-летию Московского союза художников. Первый секретарь ЦК КПСС спокойно рассматривает экспонаты, обсуждая их с окружением. И тут Никиту Сергеевича подводят к той самой картине Фалька. Глава государства, не подготовленный к восприятию подобной живописи, меняется в лице:
– Это извращение! Это ненормально!.. Кто будет брать деньги на этот хлам, того будем наказывать, а печать не поддержит. И если эти, с позволения сказать, художники, которые не хотят трудиться для народа и вместе с народом, выразят желание поехать за границу к своим идейным собратьям, то в тот же день получат паспорта. Дать им свободу в свободных государствах, и пусть они там хоть на головах ходят! Но у нас покамест такое творчество считается неприличным, у нас милиционер задержит.
Сам Фальк об этом скандале уже не узнал – он умер четырьмя годами ранее. Хрущёвская эскапада добавила популярности художнику, а "Обнажённая в кресле" прочно вошла в историю живописи под неофициальным названием "Голая Валька".
К слову, женщину, запечатлённую на картине, звали Станислава Лаврентьевна Осипович. Это знаменитая натурщица, которая позировала ещё Валентину Серову.
– Она была высочайшим профессионалом своего дела, соглашалась работать в нетопленых мастерских, – рассказала Metro куратор выставки Татьяна Левина. – Позируя Фальку, она сидела возле печки-буржуйки. В результате один бок у неё поджаривался, а второй синел и зеленел от холода. Отсюда и такие необычные цвета. Писали даже, будто "Вальку" окунули в нефть, а потом вытерли тряпкой. Но не будем забывать, что это кубизм, которому характерны зеленоватые оттенки. В любом случае образ получился цельным и органичным.
После истории с Хрущёвым в народе стал популярен анекдот. Генсеку объясняют: Это "Обнажённая" Фалька". Тот удивляется: "Голая Валька? Кто ж на такую Вальку захочет залезть?!
"Натурщица была небольшого роста, складна. Просто Фальк изобразил её крупно, даже срезал ступни и затылок".
Татьяна Левина, куратор выставки