В четверг в российский прокат вышла экранизация бестселлера "Щегол" Донны Тартт. Metro поговорило с режиссёром фильма Джоном Краули и исполнителем главной роли Оаксом Фигли о работе над ожидаемым проектом
На киноадаптацию романа – обладателя Пулитцеровской премии с самого начала возлагались очень серьёзные надежды. И дело тут не только в качестве и глубине первоисточника, но и в текущей ситуации в мире кино, где преобладают комиксы, фильмы-продолжения и перезапуски старых проектов. По сути, "Щегол" – это редкая птица в прокате – классическая драма про обычных людей. Возможность поработать в этом жанре и привлекла режиссёра Джона Краули.
Книгу Донны Тартт Джон прочитал во время работы над фильмом "Бруклин" и, как он сам признаётся, был сразу очарован "оригинальным исследованием скорби". Его захватила история 13-летнего Теодора, похитившего ценную картину из музея, где погибла его мама.
– Тео держится за эту вещь, потому что скучает по маме. Но это произведение искусства, и чем дольше он прячет картину, тем серьёзнее ему грозят неприятности, – говорит Краули. – Он постоянно ощущает стыд за свой поступок, и в то же время его не отпускает чувство вины за гибель матери. Сюжет несёт в себе огромные визуальные возможности для переноса его на экран, оставаясь при этом очень личной историей героя, пытающегося пережить смерть близкого человека.
Когда Краули понял, что будет экранизировать известный роман, его тут же накрыло чувство ужаса.
– Мне нужно думать, что у меня получится ужасный фильм, – признаётся режиссёр. – Эта мысль заставляет меня вскакивать с постели по утрам.
В то время как продюсеры убеждали Краули, что "Щегол" лучше всего подходит для 10-часового телесериала, он изначально настаивал на полнометражном фильме.
– Очень грустно, что уровень кинофильмов сегодня уступает телевидению, – замечает он. – То, что нам было необходимо рассказать историю за два с половиной часа, что считается длинным фильмом, означало, что мы должны были сделать зрелище максимально захватывающим и вдумчивым. В кино наступило засилье фильмов про супергероев. Студии больше не снимают сложные драмы для взрослых. Так что "Щегол" стал для нас настоящим вызовом.
По словам режиссёра, при создании картины он вместе с оператором Роджером Дикинсом вдохновлялся персонажами из фильмов 1970-х годов.
Для 14-летнего Оакса Фигли, который играет героя в начале истории, погружение в мир романа оказалось достаточно мучительным.
– Мне было непросто работать с таким тяжёлым в эмоциональном смысле материалом, – говорит Фигли. – После съёмочного дня я чувствовал себя абсолютно истощённым. Ведь мне приходилось одновременно справляться с проблемами как из реальной жизни, так и с бедами своего персонажа.
Юный артист верит, что эмоциональный посыл истории Донны Тартт в версии Джона Краули окажет сильное влияние на всех зрителей.
– Я хочу, чтобы люди осознавали, что существует много вещей, которые могут их изменить, – отмечает Оакс. – Чтобы они понимали, что именно может на них повлиять. Потому что Тео сильно и в различных аспектах меняется в течение фильма. Каждый человек, которого он встречает, меняет его отношение к самому себе и к жизни. Мне кажется, это очень важная вещь.