15-летняя школьница из Перми Зинаида Агишева вот уже неделю как вновь учится в гимназии, в которой недавно для неё произошло личное ЧП - девочку отстранили от занятий из-за розовых прядей в волосах. В итоге перекрашиваться ей не пришлось.
- Хожу сейчас в гимназию, всё в порядке, обошлось без сюрпризов, - рассказывает Зина Metro. – Всё уже нормально. Хотя поначалу было эмоциональное давление. Я знала, что правила в нашей гимназии строгие, но не настолько! Недавно мне предложили покраситься, и я согласилась. А потом меня поймали на входе в гимназию и сказали, что это не волосы, после чего отвели к директору. Думаю, есть в запретах некая грань, которую не стоит переходить – это когда речь идёт о теле человека. Насчёт одежды ещё можно понять…
Несмотря на инцидент, Зине очень нравится учиться в гимназии, её почти всё устраивает.
- Учителя прекрасные, программа тоже, единственное, что не нравится – это то, что нас делают одинаковыми, - говорит девочка.
История получила общественный резонанс после того, как мама Зины, депутат Пермской городской думы Надежда Агишева, опубликовала у себя на страничке в Facebook фото документа об отстранении - распоряжение администрации гимназии № 4. "В соответствии с уставом МАОУ "Гимназия № 4 имени Братьев Каменских"… отстранить от аудиторных занятий на 7 сентября Агишеву Зинаиду, ученицу 10 "А" класса, в связи с нарушением требований к внешнему виду и одежде обучающихся гимназии: окрашиванием волос, заменой классического костюма набором подходящей по цвету одежды, отсутствием эмблемы гимназии", - говорилось в документе.
К возмущённым постам Надежды в Facebook появилось много комментариев от сочувствующих лиц – люди начали вспоминать свои школьные истории. "Когда я училась в школе, одна неадекватная учительница пыталась лезвием лак с моих ногтей содрать из-за того, что они были покрашены в синий цвет, - написала Наталья Столбова. - И очень возмущалась, когда я ей сказала, что не позволю уродовать мои ногти!" "В прошлом учебном году я предложила младшей дочке поменять образ, - вспоминает Екатерина Зотина. - Правый висок коротко подстригли, остальную длину волос оставили. Так учитель труда унизила её за это перед всем классом. Ещё и сказала: "О чем думают, вообще, ваши родители?" А когда пришла старшая дочь к ней на урок труда со своим классом, так учитель ещё и ей сделала замечание при всём классе относительно сестры".
Вскоре в Facebook появился хештэг #свободуволосам, люди начали публиковать по нему фотографии своих детей с необычным цветом волос. Так локальная история вышла на федеральный уровень.
- Дочь отстранили 7 сентября, в пятницу утром, - рассказывает Надежда Агишева Metro. - Я пришла с ней в понедельник, но её карта-пропуск была заблокирована. Впрочем, охранник её всё же пустил - к этому моменту поднялась волна в СМИ. Вообще, моя дочь учится в этой гимназии с первого класса. В эту же гимназию сейчас поступил мой младший сын. Никаких претензий раньше у нас не было. Локальный нормативный акт, на который сослались в администрации гимназии, был принят в июне прошлого года. Я не знаю, были ли до этого как-то формализованы требования к внешнему виду. Но форма была всегда. Лично я не против ограничений, которые не наносят вреда. Есть и вопросы к формулировкам – так, очень сложно сконструировать модель, в которой чёрные и белые окрашенные волосы лучше розовых. Директор пыталась мне сказать, что окрашивать в естественный цвет можно. А вот в розовый - нельзя. Моя дочь почти блондинка, свои волосы у неё светлые – это, получается, был оттенок, лишь несколько прядей, нанесённых красителем, который легко смывается... Кстати, в гимназии есть ещё запрет на "экстравагантные причёски". При этом сложно без толкования понять, какие прически экстравагантные.
Надежда также отметила, что неведомый совет родителей школы якобы одобрил такие правила:
- Но в этом совете далеко не все классы представлены, и никто не знакомил нас с протоколами таких собраний. Формулировки этих требований неконкретны, ответственность за нарушения не определена! - возмущается Надежда.
После общения с руководством гимназии, по словам депутата, Зину отстранили от уроков, а ей самой предложили либо перекрасить дочке волосы, либо перевести её на индивидуальную систему обучения, чтобы другие ученики не видели розового цвета волос.
- В требованиях написано, что запрещены окрашенные волосы, но это выяснилось только в ходе конфликта, - пожимает плечами Надежда. – При том, что волосы окрашены у многих детей. К слову, вместе с ней отстранили ещё девочку с покрашенными рыжими волосами. Она сдала ОГЭ за 9-ый класс на 100 баллов. Все три экзамена. А моя дочь учится на "пятёрки" и "четвёрки".
Надежда считает, что дочь вернули в гимназию благодаря публикациям в СМИ, а также после того, как Зину поддержал Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Павел Миков.
- Отстранить ребёнка от занятий по причине цвета волос - это дискриминация в чистом виде, - приводит слова Павла Микова пресс-служба омбудсмена. - Это то же самое, что ребёнок пришёл без формы, или без сменной обуви - внешний вид не повод отстранять от уроков. Устав школы не может противоречить закону об образовании, в котором, к слову, нет ни строчки о том, какого цвета волосы допускаются для учащихся обоих полов. В моей практике учительства в школе был случай, когда старшеклассницы пришли в довольно экстравагантном виде - пирсинг лица, яркие волосы. В школе это, конечно, пообсуждали, но никто их не выгнал, потому что это незаконно.
После того, как мама одной из девочек, также покрасившей волосы, написала заявление в прокуратуру, началась проверка. "В ходе проверки будут оценены действия преподавателей и администрации школы, а также законность актов и другие документы", - сообщили ТАСС в пресс-службе надзорного ведомства.
- Я пыталась убедить администрацию при встрече, что им лучше обратиться к юристам и оценить законность своих действий, школа-то муниципальная, - говорит Надежда Агишева. - Лично я в прокуратуру не обращалась, но на следующей неделе меня пригласили в районную. Думаю, в конце концов прокуратура признает незаконными требования локальных нормативных актов школы.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
- Важные задачи подросткового возраста - поиск/ подчёркивание своей индивидуальности и принятие своей внешности, - рассказывает Metro Ирина Парфёнова. - А также принятие того, что некоторые лица и инстанции поставлены над тобой. И это условия для того, чтобы учиться обходиться с законами и ограничениями, но при этом отстаивать себя и свои права.
В случае в Зиной, у девочки может быть диссонанс: с одной стороны мир транслирует, что нужно быть собой, а мода показывает инструменты, как можно выделиться на общем фоне, а с другой стороны школа, которая накладывает ограничения на эти же действия. В этой ситуации, чтобы инцидент не остался травмой в истории Зины, важна поддержка значимых взрослых. Проговаривание ситуации и поиск приемлемых способов подчеркнуть свою индивидуальность.