В наше время уже никого не удивить тем, что на обложках журналов можно увидеть как классических моделей "90-60-90", так и плюс-сайз красоток как Эшли Грэм. Тренд на естественность набирает обороты. И всё же, многие молодые девушки находятся под интенсивным давлением и стараются создать "идеальный" образ в соцсетях.
Что говорят исследования
Фотограф Анна Васильева в рамках своей докторской диссертации в Университете Окленда провела 32 интервью с 16 студентками из разных стран в возрасте от 19 до 24 лет. Интервью было поделено на две части. Первая была посвящена представлениям участниц о красота в целом и традициях в их стране. Вторая затрагивала медиаграмотность участниц: Васильева показывала им фотографии знаменитостей. Она была потрясена тем, как много респонденток использовали слова “тощий” или ”худой” при описании идеального образа. Васильеву также шокировал тот факт, что мало кто из участниц понял, что почти все изображения знаменитостей, с которыми они сравнивали себя, были отредактированы. Аналогичные результаты показало исследование OnePoll, проведенное еще в 2014 году.
Кроме того, в начале года модный британский фотограф Джон Ранкин, работавший с такими знаменитостями как Кейт Мосс, Роберт Дауни-младший, Кэти Перри и другими, запустил проект Selfie Harm. Он фотографировал подростков без макияжа в анфас, а затем предлагал им отредактировать снимки, чтобы их можно было использовать в соцсетях. Многие участники сузили себе лицо, убрали с лица все неровности, увеличили глаза и губы, а также добавили макияж. Практически никто не оставил изображение необработанным.
– Настало время признать то разрушительное влияние, которое социальные сети оказывают на самооценку людей, – заключил Ранкин в своём аккаунте.
Все леди делают это (и не только они)
Казалось бы, мода на бодипозитив должна способствовать отказу от фотошопа. Тем не менее, даже таких красоток, как Линдси Лохан, Эшли Грэм и Ким Кардашьян ловили на "редактуре" своих снимков – что тогда говорить про простых обывателей. Причины, по которым мы прибегаем к маленьким хитростям при публикации фото, самые разные: от невинного желания исправить неудачно падающую тень до скрытых комплексов и маниакального желания довести картинку до совершенства. "Пользуюсь Lightroom, потому что выправляет свет, цвет, качество фото", – поделилась со мной подруга Мария.
Фотография может быть на 99% идеальной, но её может испортить внезапно вылезший прыщик или потекшая тушь. Кстати, для хорошего снимка даже не обязательно краситься: всевозможные маски в Instagram, фильтры в приложениях вроде YouCam Makeup или Facetune помогут и ресницы "накрасить", и от кругов под глазами избавиться, а PerfectMe или PicsArt - скрыть недостатки фигуры.
Впрочем, когда речь заходит о "инста-образе", нельзя сказать, что это касается только тела: многие пользователи стремятся сделать свой аккаунт красивым во всем. А это значит, что даже завтраки должны выглядеть как картинка из журнала (и неважно, что за кадром у меня остались фантики от пирожных и просыпанный на стол кофе). Примечательно, что желание "сделать в Сети красиво" не является исключительно женской чертой. Как признался мне мой коллега Алексей, он пользуется программой VSCO, так как "там есть прикольные бесплатные фильтры". Кроме того, несколько моих знакомых косплееров обрабатывают фото, чтобы снимок был более яркими.
Почему так происходит
По словам Васильевой, проблема отчасти заключается в том, что подобное давление оказывается на девушек с самого раннего возраста.
– Сначала маленькие девочки видят диснеевских принцесс как идеал красоты, затем появляются молодёжные журналы, и, наконец, влияние инфлюенсеров, которые сами зачастую пользуются различными фильтрами и программами для обработки изображений, – цитирует её слова портал Scoop Culture.
Впрочем, как отмечает Васильева, многие девушки, с которыми она общалась во время исследования, всё же рассматривают соцсети не только как площадку для пропаганды идеального образа, но и как способ борьбы с подобными идеями.
Испытано на себе
Обычно я стараюсь скрыть недостатки фигуры с помощью поз и других уловок (модная нынче "ножка вперед", некриворукий фотограф, удачный ракурс и т.п.), но эксперимента ради решилась на более радикальную обработку фотографий. Хотя, к чему лукавить, иногда я "убираю" мешки под глазами, а фотографии с новогоднего корпоратива вообще пришлось нещадно править: анекдот "Ксюша упала и разбила подбородок – но ничего, у нее есть ещё один" перестал быть анекдотом, превратившись в ужасную реальность.
Однако, в Инстаграме эксперимент провалился: подписчики манипуляций упорно не замечали, даже на фото, где я являюсь дальней родственницей Кардашьян. Друзья отметили, как классно сидит платье и завалили комплиментами (по большей части комментировали подруги) и никто так и не рискнул сказать мне в лицо, что это явный фотошоп. Может быть, это и есть известная всем женская солидарность, не знаю. При этом фотографии, которые вообще не были никак обработаны, набирали больше лайков, чем отредактированные (примечательно, что натуральные фото в сторис вызывали больше реакции у парней).
Поэтому я отправилась туда, где реакция на "красоту" была гарантирована – на сайт знакомств.
"Секси красотка", "Какие ножки!", "Шикарная фигура", – это, пожалуй, самое безобидное из того вороха сообщений, что я получила за последние две недели. Впрочем, ни с кем из молодых людей общение так и не перешло из он-лайн знакомства в реальность: как верно отмечают психологи, именно на этой стадии и начинаются проблемы. А начинать свидание со слов "ты выглядишь не так, как на фото" мне не хотелось. Да и все это время меня не покидало какое-то чувство неловкости: получать лайки за явно редактированные фотографии мне не понравилось. А когда под выложенным в Instagram снимком якобы моего завтрака подруга написала "Какой блогерский завтрак", стало стыдно и захотелось сразу признаться, что это фотография с онлайн-стока. Однако, какая-то польза от этого эксперимента есть – я научилась видеть следы "правки" там, где её якобы нет. Но, конечно же, я об этом никому в страничке писать не буду. С – солидарность.
Кроме того, нельзя забывать, что красота – понятие скорее субъективное, а представления о ней варьируются от культуры к культуре. Пожалуй, учитывая тенденции, сейчас самое время научиться принимать себя такими, какие мы есть.
Наталья Владимировна Варская,
психолог
Почему люди пользуются подобными приложениями?
– Всё это от комплексов, от недовольства собой. Если человек пытается улучшить свой образ, значит, на самом деле он себе не нравится, не любит себя.
Получается какой-то замкнутый круг: человек неуверен в себе и пытается создать образ, потом смотрит на отредактированные снимки и опять комплексует.
– Так и есть. Оно и становится ударом, как только из мира грёз человек переходит в реальность. Как только такой человек встретится с тем, кого он знает только по Сети, тут же будет стресс, придется избегать таких встреч. Люди уходят в мир иллюзий, живут в нём, играют какие-то роли. Так можно и всю жизнь прожить. Но ведь это очень бедная жизнь.
Получается, образ в соцсетях доминирует над реальной жизнью?
– Доминирует, потому что, конечно же, это проще. Вместо того, чтобы в зал пойти тренироваться или что-то сделать для красоты – маски или что-то ещё – можно отретушировать, закрасить и так далее. Сфотографировать чужую еду и выставить, сфотографироваться с чужим букетом, у чужого дома или машины. Это проще, чем трудиться, чтобы оно было в реальности.
В чём опасность такого увлечения?
– Нельзя сказать, что есть какая-то поголовная опасность. Надо рассматривать, кто на той стороне: может быть человек с подвижной психикой, склонностью с психиатрическим заболеваниям, - тут будет один исход. У кого, как говорится, крыша крепкая она не поедет. Просто получается, что человек сам у себя отнимает реальную жизнь.
9 сентября во всём мире отмечается Международный день красоты.