Вы когда-нибудь задумывались о том, какой район столицы самый интеллектуальный? Так вот, знайте: Беляево. По крайней мере, в этом уверены в одноимённой галерее. Объяснение простое – в Беляеве расположены крупнейшие отечественные НИИ: космических исследований, биоорганической химии, теории прогноза землетрясений и т. д. Это был уникальный проект столичных властей конца 60-х годов: учёные должны были жить на природе (район окружают два зелёных пояса – Битцевский и Тропарёвский парки, а также яблоневый сад) и работать неподалёку от дома.
Подобная "учёность" Беляева побудила современных московских художников задаться вопросами, которые обычно задаёт наука, осмыслив их в художественном ключе.
Работу Алины Бровиной "Коллективное тело" сделала более актуальной пандемия. Это два десятка ёмкостей, в которые помещён биоматериал – отпечатки пальцев и слюна – коллег Алины с "Винзавода". В результате добавления реактивов тут выросли разные микроорганизмы.
– Вроде бы каждый из нас – отдельно взятое тело. Но, когда мы общаемся, взаимодействуем, происходит обмен бактериями. По сути, мы перерождаемся в общий организм, – объясняет Бровина.
Наталия Драчинская создала выразительную работу "Фамильные драгоценности".
– В результате кремации тела взрослого человека получается 2–2,5 кг пепла, – рассказывает художница. – Современные технологии позволяют выделить из пепла углерод и делать из него бриллианты. Подсчитано, что одно тело может "превратиться" в бриллиант весом 1 карат. В Швейцарии уже есть фирма, предоставляющая такую услугу за 3 тыс. евро. Представив, что эта услуга была доступна мне раньше, я создала необычное генеалогическое древо. Снимки родственников здесь заменяют воображаемые бриллианты. Это изображает смерть как процесс трансформации любви в драгоценные воспоминания.
1960 – в этом году бывшая деревня Беляево вошла в состав Москвы.
"Название выставки – отсыл к вымышленному институту НИИЧАВО из повести Стругацких "Понедельник начинается в субботу".
Алла Мировская, куратор выставки